Инновации в России
Вот суть альтернативной энергетики. Она на самом деле не альтернативная. У нас нет ни какого выбора другого, кроме как ее развивать. Мы никаким другим способом и никаким другим образом не сможем обеспечить себя энергией, у нас ресурсы заканчиваются, нефть заканчивается. Нефть нам нужна для других целей. Она не нужна нам в виде горячего воздуха и выхлопов в атмосферу, она нам нужна в виде продукции. Значит, мы каким-то другим способом будем пытаться получить электрическую энергию. Электрическая энергия нам нужна для промышленных предприятий, для быта, для передвижения, для перемещения. Есть прецеденты с водородными автомобилями, к сожалению, пока они получаются дорогими. Но если мы сделаем 30-50 долларов за киловатт установленной мощности, даже 100 долларов за киловатт установленной мощности, нам хватит, по стоимости это будет удовлетворительно, чтобы поставить 25 киловаттный двигатель на автомобиль городского цикла и вполне им пользоваться. Мы уже сократим свое потребление нефти как минимум на 50%. Соответственно, у нас на 50% увеличится срок жизни нашей цивилизации с точки зрения пластиков. Это не значит, что когда нефть закончится, мы будем бегать - извините - по помойкам, пытаться находить старый пластик и делать из него новый. Мы что-нибудь другое придумаем и как-нибудь обязательно выкрутимся из этой ситуации. И эта ситуация будет такова, что альтернативная энергетика будет обычной энергетикой.
Срок службы должен быть 20 тысяч часов. Остается примерно то же самое, что остается от автомобиля: набор деталей, который можно разобрать и утилизировать.
У нас в России никто не занимается водородной энергетикой. Были у «Норильского Никеля», «ОНЭКСИМа» и компании «НИК НЭП» заявления о том, что они будут заниматься водородной энергетикой.
Есть в России единственное место, где занимаются с топливными элементами - это Новосибирский завод химконцентратов, в силу того, что они там разрабатывали еще в советские времена низкотемпературные щелочные топливные элементы для лунной программы и для всяких военных целей, они этим занимаются серьезно. Все остальные попытки носят какой-то спорадический, непонятный совершенно, неструктурированный характер.
В ФГУП «Центр Келдыша» этим занимается. Но в основном он занимается тем, что «НИК НЭП» покупает где-то там импортные комплектующие, а центр Келдыша из них пытается собрать какие-то девайсы. Это опять таки не хай-тек, это простой инжиниринг. Я могу пойти с тем же самым успехом на какой-нибудь радиорынок, отобрать деталей, собрать компьютер. Это не будет означать то, что я делаю компьютеры. Это будет означать, что я умею из деталек собирать какие-то девайсы. Нужно уметь делать сами детальки - это очень важно. Если вы умеете делать процессор - вы умеете делать компьютер, если вы не умеете делать процессор, то вы умеете собирать компьютер, но не делать.
КПД топливного элемента - 80%.
Если по электричеству, воде и теплу считать, то это получается до 90% КПД. В противном случае, тепло рассеивается. По электричеству - 50%. Самые эффективные - это щелочные топливные элементы, у них КПД 55-60% может быть только по электричеству. У всех остальных КПД на уровне 30-40%. По электричеству, не по комбинированному циклу, включая тепло.
Как мы будем запасать водород - непонятно. В автомобильной промышленности принята в настоящий момент концепция, что это будут баллоны под давлением 350 и 700 атмосфер. И мы будем запасать водород в них в газообразном состоянии. Дело в том, что с точки зрения физики и химии нужно затратить огромное количество энергии, чтобы водород закачать в фуллерены или нанотрубки. Согласно закону сохранения энергии, столько же энергии нужно потратить, чтобы оттуда потом этот водород достать. Поэтому, вряд ли. У всех совершенно разные данные по сорбции водорода, одни говорят одно, начинают повторять - получается другое, у третьих - третье, у четвертых - четвертое. На самом деле, эта проблема имеет отношение и к нанотехнологиям, и к фуллеренам, и к углеродным нанотрубкам. Мы пока не умеем получать, у нас нет технологии такой же простой, как кирпичный завод. Вот он выдает эти глиняные прямоугольнички под названием «кирпичи», и мы всегда знаем: сколько кирпичей, какого они качества, с заранее заданными параметрами физическими, механическими, геометрическими, и т. д. Вот той же самой технологии, которая бы позволяла нам получать заранее необходимого размера, длины и качества углеводородные всякие устройства, типа фуллеренов, нанотрубок, в мире нет. И это основная проблема, которую сейчас пытаются решить наука и техника. То есть получение наноустройств, заранее заданного размера, с заранее заданными свойствами в массовом количестве по дешевой цене. Если мы решим эту проблему, мы решим сразу огромное количество проблем.
Еще статьи по экономике
Изучение экономического потенциала Ненецкого автономного округа
Сегодня для России одной из важнейших является проблема
самодостаточности экономического потенциала регионов. Поэтому долгосрочная
политика государственного регулирования должна быть нап ...
Финансовая система и финансовая политика государства
Финансы - неотъемлемый элемент рыночной экономики. Надежная финансовая
система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной
экономики, а также необходимой пред ...
Потребность и блага. Экономический вывод
Актуальность.
Хозяйственная жизнь общества основана на необходимости удовлетворять
потребности людей в различных экономических благах. В свою очередь, эти блага
производятся на базе эк ...