Социально-экономическое значение конкурентоспособности
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что факторы, влияющие на конкурентоспособность розничных торговых предприятий, находятся в непосредственной взаимосвязи с конкурентной позицией фирмы и занимаемой ей рыночной ниши.
Существуют две стороны конкурентоспособности. Это элементы, ее составляющие (высокое качество товара, дополнительный сервис товара, обслуживание в течение всего срока службы), и целевое решение задачи продажи товара в конкретной ситуации (конкретный покупатель с его индивидуальными потребностями, его возможность и способность выбирать из множества конкурирующих на рынке организаций по собственной шкале предпочтений, личных качеств самого продавца). Победа в конкурентной борьбе (увеличение доли компании на рынке), по сути, выражает результаты конкурентоспособности.
Конкурентоспособность отражает эффективность функционирования предприятия, продуктивность использования всех видов ресурсов. Она проявляется в снижении издержек производства и повышении качества товара.
В зависимости от уровня экономического потенциала предприятия, возможности его расширения, состояния НИОКР, стадии жизненного цикла изделия на рынке, особенностей технологии в данной отрасли, время существования предприятия на конкретном потребительском рынке, а также состояния экономики в целом выбирается та или иная стратегия повышения конкурентоспособности предприятия или их сочетание.
Конкурентоспособность предприятия не имеет абсолютного измерителя. Она может быть рассмотрена только в отношении к группам фирм одной отрасли либо фирмам, выпускающим однородные изделия.
Конкурентоспособность может определяться по одному или нескольким параметрам деятельности фирмы [32, стр.143]
В основе обеспечения долговременной конкурентоспособности предприятия лежат постоянные усилия по повышению его эффективности. Эффективность - это целесообразность использования всей совокупности ресурсов, которыми располагает предприятие.
Для того чтобы поддерживать конкурентоспособность предприятия, руководство должно постоянно осуществлять:
- изучение динамики конкурентного преимущества по ключевым аспектам деятельности на рынке;
исследование рынков потенциальных товаров и выбор новых стратегических зон хозяйствования с целью обеспечения выживаемости предприятия за счет перехода к принципиально новым сферам деятельности, товарам;
становление товарного ассортимента, в наибольшей степени удовлетворяющего индивидуальные и производственные потребности потенциальных покупателей;
становление активной ценовой политики, обеспечивающей в долговременной перспективе устойчивое финансовое положение предприятия;
формирование инвестиционной политики, позволяющей осуществлять деятельность, как в традиционных, так и во вновь осваиваемых сегментах рынка, которое оказывает большое влияние на деятельность любого предприятия;
раннее обнаружение кризисных тенденций, как во внешней среде, так и внутри предприятия [38, стр. 37].
Формирование конкурентной среды на потребительском рынке сопровождается динамическими процессами, в ходе которых выявляется преимущество товаропроизводителей. Важно понять, кому оно отдается в первую очередь и к кому с течением времени переходит, определить его источники и рыночные сегменты наибольшего превосходства. Для оценки конкурентной среды на потребительском рынке разработаны различные методы.
Конкурентоспособность предприятия следует определять как систему и выделять конкретные условия ее функционирования, предполагая, что на каждом этапе имеется свой оптимальный критерий. Чтобы исключить противоречия между показателями в процессе проверки по разным критериям, необходимо разработать систему предпочтительности одних показателей другим. Обычно при этом выбираются глобальный и локальный, внешний и внутренний критерии оптимальности. Локальный критерий дает представление об эффективности использования отдельных конкурентных позиций и их развития как отдельного элемента. Внешний критерий оптимальности должен оценивать эффективность конкурентоспособности данного уровня с позиции самосохранения и дальнейшего развития предприятия. Внутренний критерий направлен на оценку подсистем конкурентоспособности предприятия, характер их воздействия на вектор развития конкурентоспособности.
Еще статьи по экономике
Расчёт участка механического цеха в условиях серийного производства
Современное машиностроительное предприятие представляет собой сложный производственно-хозяйственный комплекс, в распоряжении которого находятся здания и сооружения, машины и оборудование, сырье и мате ...
Исследование показателей по труду и заработной плате
оплата труд производительность
Экономия
труда, рациональное использование трудовых ресурсов в торговле имеют большое
значение для развития всей экономики страны и непосредственно самой от ...
Механизм обоснования производственной программы в условиях рынка
Тема курсовой работы «Механизм обоснования производственной
программы в условиях рынка» является особо актуальной.
Актуальность темы вызвана следующими положениями:
производственная ...