Социально-экономическое значение конкурентоспособности
Рассматривая конкурентоспособность в рыночной экономике, можно сказать, что она неразрывно связана с понятием конкуренции. В зависимости от экономического объекта различают конкурентоспособность отрасли, предприятия, продукции.
В современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности предприятия.
С появлением стратегического планирования и развитием теории конкуренции появился подход к обеспечению конкурентоспособности предприятий, основанный на стратегиях конкуренции.
Конкуренция - существенная черта различных видов деятельности, в которых происходит столкновение интересов. Она также может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям.
Рыночная конкуренция - борьба организаций - конкурентов за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей на доступных им сегментах рынка.
Конкуренция рассматривается как фактор, регулирующий соответствие частных и общественных интересов. В целом конкуренция - одна из главных причин эффективности производства. Она заставляет фирмы внедрять научно-технические достижения, совершенствовать технологию производства, процесса реализации товаров, работ, а так же оказания услуг потребителям [6, стр. 135].
Согласно Ф.А. Хаек конкуренция - это процесс, посредством которого люди получают и передают знания.
Согласно Р.А. Фатхудинову конкуренция - это процесс управления субъектами своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. [37, стр. 324]
Согласно Г.Л. Азоеву - под конкуренцией понимается соперничество, на каком - либо поприще между отдельными юридическими и физическими лицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели.
Согласно М. Портеру конкуренция - динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся в ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты.
Согласно А.В. Васильевой под конкурентоспособностью понимается, способность эффективно осуществлять свою деятельность в условиях конкурентной борьбы, обеспечивать высокий уровень мотивации персонала и конкурентоспособности продукции. [8, стр. 151].
Согласно Н.Г. Федько конкурентоспособностью называется степень притягательности данного продукта, работы, услуги для совершающего реальную покупку потребителя.
В широком смысле под конкурентоспособностью понимается текущее положение предприятия на рынке (в первую очередь, занимаемая доля рынка - объем продаж в сопоставлении с общими по рынку и объемами продаж предприятий-конкурентов) и тенденции его изменения.
В словаре дается такое определение конкурентоспособности: «Конкурентоспособность - это свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений. Оценка этого свойства позволяет выделять высокую, среднюю, низкую конкурентоспособность» При проведении анализа, это очень важный показатель. [3, стр. 458]
Многие российские экономисты, учитывая зарубежный опыт, дают свое определение понятию «конкурентоспособность предприятия».
Так, И.В. Липсиц понимает под этим «возможность выиграть соревнования на рынке с товарами, изготовленными другими фирмами, за счет более полного соответствия требованиям или денежным возможностям покупателей, а также высокого качества выполнения работ, оказания услуг, продажи товаров».
Еще статьи по экономике
Потребность и блага. Экономический вывод
Актуальность.
Хозяйственная жизнь общества основана на необходимости удовлетворять
потребности людей в различных экономических благах. В свою очередь, эти блага
производятся на базе эк ...
Бережливое производство России
Бережли́вое
произво́дство
в России - концепция менеджмента, созданная и основанная на неуклонном
стремлении к устранению всех видов потерь. Бережливое производство предполагае ...
Эффективное использование основных средств производственного предприятия
На
современном этапе развития нашей страны одним из важнейших факторов развития
экономики, увеличения объемов производства продукции на промышленных
предприятиях является обеспеченность ...