Социально-экономическое значение конкурентоспособности
По мнению известного ученого В.М. Власова в его исследованиях дается следующее понятие, конкурентоспособность фирмы - относительная характеристика, выражающая отличия уровня развития данной фирмы от уровня других фирм в удовлетворении своими товарами потребностей людей и эффективности производственной деятельности.
Наиболее полное определение конкурентоспособности предприятия приведено в работах Н.С. Яшина, который рассматривает конкурентоспособность «как совокупность, с одной стороны, характеристик самого предприятия, определяемую уровнем использования его научно-технического, производственного, кадрового потенциала, потенциала маркетинговых служб, мерчандайзинговых мероприятий, реализуемых в процессе воспроизводства, а также, с другой, внешних по отношению к нему социально-экономических и организационных факторов, которые непосредственно влияют на деятельность предприятия. [10, стр.70].
В настоящее время большинство авторов едины во мнении, что конкурентоспособность может быть рассмотрена на различных существующих уровнях - страны, региона, отрасли, предприятия и товара.
В зависимости от уровня конкурентоспособности выделяют следующие классификации, которую можно представить в виде следующей таблицы.
Таблица 1.1 - Классификация уровней конкурентоспособности
1- уровень |
2 - уровень |
3 - уровень |
4 - уровень |
Объединений стран |
Территориальная |
Отраслевая |
Товарная |
Национальная, международная, мировая, страновая |
Регионов, федеральных округов |
предприятий |
Товаров |
_ |
Муниципальная на уровне района или города |
_ |
Материальных ресурсов |
Концепция страновой конкурентоспособности основана на международном разделении труда сравнительных преимуществ национальных экономик.
Региональная конкурентоспособность, основана на конкуренции муниципальных образований того или иного региона.
Отраслевая конкурентоспособность представляет собой способность производить товары и услуги, отвечающие требованиям мировых и внутренних рынков, и создавать условия роста потенциала конкурентоспособности предприятий.
Товарная конкурентоспособность предприятия производителя, товаров, работ, услуг соотносятся между собой как часть и целое. Возможность предприятия конкурировать на товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности его товаров и совокупности экономических методов, деятельности предприятий, оказывающих воздействия на результаты конкурентной борьбы. [31, cтр. 115].
Так, как Благовещенск является административным центром Амурской области, то в нашем городе активно развита инфраструктура рынка, имеется большое видовое разнообразие предприятий, широкий выбор товаров, работ и услуг, исходя из спроса потребителей, формируются сети торговых предприятий, которые удовлетворяют потребности жителей нашего региона.
На рынке нашего региона очень большая конкуренция розничных торговых предприятий, которые ведут жесткую борьбу за покупателей и их денежные средства. Потребитель останавливает свой выбор, исходя из факторов, которые он считает для себя оптимальными. И если предприятие не удовлетворяет этим факторам, то оно вскоре становится банкротом и уходит с потребительского рынка.
Еще статьи по экономике
Совершенствование оценки эффективности инвестиций
Министерством Экономического Развития на базе долгосрочного прогноза до
2020-2030 гг. выявлены пределы развития, опирающегося на наращивание экспорта
энерго-сырьевых ресурсов, вследствие ...
Оценка стоимости земельного участка
Земля, как объект рыночных отношений, занимает уникальное положение во всей системе предпринимательской деятельности людей и общества в целом. Земельные отношения выражают отношения между органами гос ...
Методология статистического исследования депопуляции населения
В
последние годы в Российской Федерации сформировалась крайне неблагоприятная
демографическая ситуация, одной из основных характеристик которой является
сокращение численности населения ...