Социально-экономическое значение конкурентоспособности
По мнению известного ученого В.М. Власова в его исследованиях дается следующее понятие, конкурентоспособность фирмы - относительная характеристика, выражающая отличия уровня развития данной фирмы от уровня других фирм в удовлетворении своими товарами потребностей людей и эффективности производственной деятельности.
Наиболее полное определение конкурентоспособности предприятия приведено в работах Н.С. Яшина, который рассматривает конкурентоспособность «как совокупность, с одной стороны, характеристик самого предприятия, определяемую уровнем использования его научно-технического, производственного, кадрового потенциала, потенциала маркетинговых служб, мерчандайзинговых мероприятий, реализуемых в процессе воспроизводства, а также, с другой, внешних по отношению к нему социально-экономических и организационных факторов, которые непосредственно влияют на деятельность предприятия. [10, стр.70].
В настоящее время большинство авторов едины во мнении, что конкурентоспособность может быть рассмотрена на различных существующих уровнях - страны, региона, отрасли, предприятия и товара.
В зависимости от уровня конкурентоспособности выделяют следующие классификации, которую можно представить в виде следующей таблицы.
Таблица 1.1 - Классификация уровней конкурентоспособности
|
1- уровень |
2 - уровень |
3 - уровень |
4 - уровень |
|
Объединений стран |
Территориальная |
Отраслевая |
Товарная |
|
Национальная, международная, мировая, страновая |
Регионов, федеральных округов |
предприятий |
Товаров |
|
_ |
Муниципальная на уровне района или города |
_ |
Материальных ресурсов |
Концепция страновой конкурентоспособности основана на международном разделении труда сравнительных преимуществ национальных экономик.
Региональная конкурентоспособность, основана на конкуренции муниципальных образований того или иного региона.
Отраслевая конкурентоспособность представляет собой способность производить товары и услуги, отвечающие требованиям мировых и внутренних рынков, и создавать условия роста потенциала конкурентоспособности предприятий.
Товарная конкурентоспособность предприятия производителя, товаров, работ, услуг соотносятся между собой как часть и целое. Возможность предприятия конкурировать на товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности его товаров и совокупности экономических методов, деятельности предприятий, оказывающих воздействия на результаты конкурентной борьбы. [31, cтр. 115].
Так, как Благовещенск является административным центром Амурской области, то в нашем городе активно развита инфраструктура рынка, имеется большое видовое разнообразие предприятий, широкий выбор товаров, работ и услуг, исходя из спроса потребителей, формируются сети торговых предприятий, которые удовлетворяют потребности жителей нашего региона.
На рынке нашего региона очень большая конкуренция розничных торговых предприятий, которые ведут жесткую борьбу за покупателей и их денежные средства. Потребитель останавливает свой выбор, исходя из факторов, которые он считает для себя оптимальными. И если предприятие не удовлетворяет этим факторам, то оно вскоре становится банкротом и уходит с потребительского рынка.
Еще статьи по экономике
Эффективное использование основных средств производственного предприятия
На
современном этапе развития нашей страны одним из важнейших факторов развития
экономики, увеличения объемов производства продукции на промышленных
предприятиях является обеспеченность ...
Оценка рыночной стоимости 100% акций ЗАО АЛИКОМ
Общие сведения
Оценка предприятий (бизнеса) в современных условиях развития рыночных
отношений становится все более необходимым и часто применяемым инструментом
регулирования рынка.
...
Совершенствование оценки эффективности инвестиций
Министерством Экономического Развития на базе долгосрочного прогноза до
2020-2030 гг. выявлены пределы развития, опирающегося на наращивание экспорта
энерго-сырьевых ресурсов, вследствие ...