Деньги: психологический аспект
Одним из наиболее интересных направлений развития экономической психологии является обращение этой науки к аспектам макроэкономики. Если на уровне предприятия психологические параметры экономической жизни очевидны и уже давно изучаются, то агрегированные экономические процессы, понятия стоят в стороне, проблема влияния на них фактора человеческой психологии изучается слабее. http://www.mozhaysk.ru/index.php?tp=repl04&id=1730
Понятие «деньги» имеет для сегодняшних россиян особое значение. Не только потому, что их у большинства населения относительно мало, а соблазнительных возможностей траты прибавилось невероятно. Само понимание данного инструмента стало для нас многограннее. Наше прежнее, чисто экономическое представление о нем все больше облекается тонкой психологической тканью.
Психологическую природу современных денег можно увидеть в разногласиях, которые существуют по отношению их определения. Тот факт, что на протяжении последних 150 лет дефиниция денежного феномена не сложилась как нечто абсолютно четкое и однозначное, принимаемое всеми экономистами. подтверждает роль субъективного фактора в толковании данного вопроса. Сопоставим, к примеру, два определения. К.Маркс: «Деньги - особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента». Р. Липси: «Деньги - любое общепризнанное средство обмена, все, что угодно, что будет принято фактически всеми в обмен на товары и услуги». Как видим, второе определение добавило существенную долю психологического подхода в понимание данной категории.
Современное исследование денежной загадки все более привносит в научный оборот новый взгляд: данный экономический элемент связан не только с чисто рациональной основой. Несмотря на то, что по своей природе деньги как уже сложившееся явление появились именно для наведения разумного порядка.
Ценность одной и той же денежной единицы психологически воспринимается разными людьми по-разному. Более того, один и тот же человек ценит это благо не всегда одинаково. В связи с этим в науке появился даже специальный термин «денежная иллюзия», подчеркивающий несовпадение образа денежной суммы в сознании человека и ее реальной значимости в экономике.
Среди сложившихся подходов к психологической оценке денежного инструмента принято выделять четыре относительно самостоятельных варианта:
1. Интерпретация денег с точки зрения восприятия их на различных этапах жизни человека.
2. Психоаналитическое толкование денег в качестве своего рода отходов от функционирования экономического организма.
. Рассмотрение денег в качестве символического средства обмена.
4. Характеристика денежного феномена на основе одного из принятых в психологии подходов, связанных с обучающим эффектом.
Среди названных вариантов наибольший интерес представляет последний, который мы и рассмотрим. Согласно данной позиции деньги для человека выступают в роли общего стимулирующего начала как некая общая потребность. При этом она (в отличие от естественных, биологических потребностей) имеет вторичную природу, так как человек ей должен обучиться. Ее особые свойства проявляются в возможности как бы охватывать все другие потребности. С помощью денег человек способен удовлетворить большую совокупность своих природных, первичных потребностей и желаний (еда, защита, безопасность), а также широкую гамму вторичных. связанных с культурными, социологическими и прочими запросами (например, потребности в признании, в успехе, в обладании властью и т.д.).
По сути, удовлетворение спроса на деньги создает возможность реализовать большинство желаний и запросов, систематизированных американским социальным психологом А. Маслоу в виде «пирамиды потребностей». Деньги также могут выглядеть как один из срезов потребностей. В то же время универсальность этого вида желаний состоит в возможности одновременного решения задач по отношению к другим запросам человека. Однако имеется интересная психологическая деталь. Помогая человеку удовлетворять одни потребности, деньги автоматически усиливают другую - нужду в самом «желтом металле». Этот процесс переплетается с понятием независимости личности.
Обратимся теперь к вопросу: меняется ли ценность денег в восприятии человека? Если да, то почему? Жизненная практика, а теперь уже и теоретическое толкование подсказывают, что ценность денег в сознании человека не представляет собой константу. Изучение человеческого общества, его экономического поведения в денежной сфере выявляет несколько интересных аспектов. Любопытны, например, следующие закономерности. Субъективное ощущение ценности дензнаков во многом определяется тем, как рано данная личность стала зарабатывать и самостоятельно расходовать деньги. Ранний (по возрасту) заработок повышает на протяжении всей жизни респект по отношению к ним.
Еще статьи по экономике
Теоретические основы анализа и оценки экономико-финансового состояния предприятия
Изменения
в экономике, связанные с переходом к рыночным отношениям, нестабильность
внешнего окружения, ожесточающаяся конкуренция на внутреннем и зарубежном
рынках объективно требуют пр ...
Пути снижения себестоимости продукции
Себестоимость продукции - один из основных показателей, характеризующих
экономические результаты хозяйственной деятельности предприятия. Важную роль в
обеспечении повышения эффективности ...
Изучение экономического потенциала Ненецкого автономного округа
Сегодня для России одной из важнейших является проблема
самодостаточности экономического потенциала регионов. Поэтому долгосрочная
политика государственного регулирования должна быть нап ...