Степень использования производственной мощности ОАО «Вита»
Производственная мощность - максимально возможный выпуск продукции высокого качества или объема переработки сырья в единицу времени. Расчет производственной мощности предприятия осуществляется в единицах измерения (изделия, деталях, штуках) [23, с. 178-179].
Производственная мощность не может быть постоянной, она изменяется вместе с совершенствованием техники, технологии, организации производства и стратегии предприятия. Степень использования производственной мощности характеризует коэффициент использования мощности, который выражается отношением годового выпуска продукции к среднегодовой мощности данного года. Расчет был произведен с использованием формулы (1). Для характеристики степени использования пассивной части фондов был рассчитан показатель выхода продукции на 1 квадратный метр производственной площади. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1. Анализ использования производственной мощности ОАО «Вита»
Показатель |
2008 год |
2009 год |
Отклонение |
Выпуск продукции - в действующих ценах, тыс. руб. - в натуральном выражении, тонн: |
244598 21497 |
292592 22758 |
47994 1261 |
Среднегодовая производственная мощность, тонн |
29568 |
35112 |
5544 |
Степень использования производственной мощности, % |
72,7 |
64,8 |
-7,9 |
Производственная площадь, м2. |
3357 |
3357 |
- |
Выпуск продукции на 1 м2. производственной площади, тыс. руб. |
72,86 |
87,16 |
14,3 |
Уровень недозагрузки мощностей, % |
27,3 |
35,2 |
7,9 |
Анализ степени использования производственной мощности ОАО «Вита» показал увеличение производственной мощности предприятия в 2009 году. Возросшая величина производственной мощности на 5544 тонн объясняется закупом нового оборудования, а, следовательно, и повышением потенциала предприятия.
В связи с этим возрос фактический объем выпущенной продукции. В натуральном выражении он составил в 2009 году 22758 тонн, что превысило значение предыдущего года на 1261 тонну. Коэффициент использования производственной мощности ОАО «Вита» в 2008 году составил 72,7%, в 2009 году показатель снизился до 64,8%. Соответственно уровень недозагрузки мощностей составил в 2008 году - 27,3%, в 2004 году - 35,2%. Данный показатель рассчитывается путем вычитания из 100% полученный коэффициент использования производственной мощности (100% - максимально-возможный выпуск продукции).
Для характеристики степени использования пассивной части фондов был рассчитан показатель выпуска продукции на 1 квадратный метр производственной площади. В 2009 году величина этого показателя возросла на 14,3 руб. и составила 87,16 руб. Повышение уровня данного показателя объясняется увеличением выпуска продукции. Поэтому можно говорить об эффективном использовании пассивной части основных фондов.
Для характеристики степени использования производственной мощности необходимо проанализировать объем производимой продукции в натуральном выражении. Динамика его изменения за два года, проводимая по видам продукции, представлена в таблице 2.
Таблица 2. Объем выпускаемой продукции ОАО «Вита»
Вид продукции |
Объем выпускаемой продукции, (тонн.) |
Отклонение, (тонн) |
Темп роста (снижения), % | |
Молоко цельное |
14089 |
14409 |
320 |
102,3 |
Кисломолочная продукция |
3665 |
4042 |
377 |
110,3 |
Биопродукты |
1384 |
2708 |
1324 |
195,7 |
Творог |
659 |
380 |
-279 |
57,7 |
Масло |
407 |
193 |
-214 |
47,4 |
Сухое молоко |
1293 |
1026 |
-267 |
79,4 |
Итого: |
21497 |
22758 |
1261 |
105,9 |
Еще статьи по экономике
Оценка платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия (на примере ООО НевСур)
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функцион ...
Причины возникновения экономических кризисов и возможные пути выхода
Как известно, современное общество стремится к постоянному
улучшению уровня и условий жизни, которые может обеспечить только устойчивый
экономический рост. Однако наблюдения показывают, ...
Конкуренция в системе предпринимательства
Сегодня
недостаточно
одного понимания потребителей. Наступило время напряженной конкуренции на всех
рынках. Экономика многих стран все меньше регулируется государством, которое
поощряе ...