Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура
Финансы представляют собой систему сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств. Финансовые отношения - это составная часть экономических отношений, которая охватывает образование, распределение и использование доходов экономических субъектов при посредстве централизованных и децентрализованных фондов, необходимых для выполнения политических, экономических и социальных функций. Субъектами финансовых отношений выступают: государство, фирмы, различные объединения, организации и отдельные граждане. Интенсивность финансовых потоков, которые связывают субъектов финансовых отношений, зависит от экономической активности данных субъектов.
Финансовые отношения определяют денежные отношения, которые возникают между:
предприятиями и организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;
государством и предприятиями при уплате налогов и финансировании расходов;
государством и гражданами при внесение налогов и добровольных платежей;
предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;
отдельными элементами бюджетной системы;
страховыми организациями, предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба;
денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов предприятий.
Финансы не выражают денежные отношения между отдельными членами общества и денежные отношения, опосредующие движение товаров.
Признаками финансов, отличающими их от других денежных отношений, являются:
распределительный характер отношений, предполагающий отсутствие эквивалентного обмена;
фондовый характер отношений (распределение валового внутреннего продукта (ВВП) осуществляется через денежные фонды, а не путем ценового распределения).
Сущность и роль государственных финансов проявляется в их функциях, которые представляют собой специфический способ выражения присущих финансам признаков. Финансы выполняют мобилизационную, регулирующую, распределительную и контрольную функции.
Мобилизационная функция финансов состоит в аккумулировании в руках государства ресурсов, необходимых для выполнения его функций в рыночной экономике. Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход страны.
Регулирующая функция финансов обеспечивает стимулирование деятельности субъектов финансовых отношений и связана с вмешательством государства через финансы в процессе воспроизводства. Для этих целей используется финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг.
Распределительная функция финансов обеспечивает пере-распределение национального дохода в целях оптимизации накопления и потребления в конкретной экономической ситуации.
Контрольная функция реализуется в связи с использованием экономическими субъектами государственных средств и уплатой ими налогов. Данная функция финансов обеспечивает контроль над поступлением и использованием денежных средств по целевому назначению. Контроль охватывает производственную и непроизводственную сферы. Он нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Если совокупность финансовых отношений представить вместе с совокупностью организаций и учреждений, в которых происходит образование, распределение и использование денежных средств, то это будет финансовая система. Она состоит из четырех основных звеньев: государственного бюджета, местных финансов, финансов государственных предприятий и специализированных правительственных фондов.
Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет - крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Главная функция государственного бюджета - реализация финансовой политики правительства. Аккумулируемые в бюджете с помощью налогов средства служат материальной основой выполнения государством его функций в экономике страны. В государственном бюджете объединяются все основные финансовые инструменты - расходы, различные виды доходов, государственные займы. Основными доходами государственного бюджета являются налоги и сборы. Если сравнить доходную часть бюджета стран с рыночной экономикой и Россией, то четко видно, что основную часть доходов при рынке составляют подоходные налоги с населения, у нас - налоги с предприятий. Расходы бюджета направлены на финансирование социальных, культурных и научно-технических программ, обороны, управления государством и обслуживания государственного долга. Расходы решают три основные задачи: защита доходов, а точнее, поддержание доходов населения, обеспечение национальной обороны и выплаты процентов по государственному долгу.
Еще статьи по экономике
Статистическое изучение инвестиционной деятельности промышленных предприятий по материалам хозяйственной деятельности ЗАО Сагава
Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное
имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную
оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) ин ...
Методология статистического исследования депопуляции населения
В
последние годы в Российской Федерации сформировалась крайне неблагоприятная
демографическая ситуация, одной из основных характеристик которой является
сокращение численности населения ...
Показатели эффективности функционирования предприятия ООО Кондитер
На
современном этапе развития России, обеспечение стабильной работы предприятий по
выпуску конкурентоспособной продукции, является задачей первостепенной важности
для управляющих всех у ...