Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура
Финансы представляют собой систему сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств. Финансовые отношения - это составная часть экономических отношений, которая охватывает образование, распределение и использование доходов экономических субъектов при посредстве централизованных и децентрализованных фондов, необходимых для выполнения политических, экономических и социальных функций. Субъектами финансовых отношений выступают: государство, фирмы, различные объединения, организации и отдельные граждане. Интенсивность финансовых потоков, которые связывают субъектов финансовых отношений, зависит от экономической активности данных субъектов.
Финансовые отношения определяют денежные отношения, которые возникают между:
предприятиями и организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;
государством и предприятиями при уплате налогов и финансировании расходов;
государством и гражданами при внесение налогов и добровольных платежей;
предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;
отдельными элементами бюджетной системы;
страховыми организациями, предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба;
денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов предприятий.
Финансы не выражают денежные отношения между отдельными членами общества и денежные отношения, опосредующие движение товаров.
Признаками финансов, отличающими их от других денежных отношений, являются:
распределительный характер отношений, предполагающий отсутствие эквивалентного обмена;
фондовый характер отношений (распределение валового внутреннего продукта (ВВП) осуществляется через денежные фонды, а не путем ценового распределения).
Сущность и роль государственных финансов проявляется в их функциях, которые представляют собой специфический способ выражения присущих финансам признаков. Финансы выполняют мобилизационную, регулирующую, распределительную и контрольную функции.
Мобилизационная функция финансов состоит в аккумулировании в руках государства ресурсов, необходимых для выполнения его функций в рыночной экономике. Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход страны.
Регулирующая функция финансов обеспечивает стимулирование деятельности субъектов финансовых отношений и связана с вмешательством государства через финансы в процессе воспроизводства. Для этих целей используется финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг.
Распределительная функция финансов обеспечивает пере-распределение национального дохода в целях оптимизации накопления и потребления в конкретной экономической ситуации.
Контрольная функция реализуется в связи с использованием экономическими субъектами государственных средств и уплатой ими налогов. Данная функция финансов обеспечивает контроль над поступлением и использованием денежных средств по целевому назначению. Контроль охватывает производственную и непроизводственную сферы. Он нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Если совокупность финансовых отношений представить вместе с совокупностью организаций и учреждений, в которых происходит образование, распределение и использование денежных средств, то это будет финансовая система. Она состоит из четырех основных звеньев: государственного бюджета, местных финансов, финансов государственных предприятий и специализированных правительственных фондов.
Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет - крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Главная функция государственного бюджета - реализация финансовой политики правительства. Аккумулируемые в бюджете с помощью налогов средства служат материальной основой выполнения государством его функций в экономике страны. В государственном бюджете объединяются все основные финансовые инструменты - расходы, различные виды доходов, государственные займы. Основными доходами государственного бюджета являются налоги и сборы. Если сравнить доходную часть бюджета стран с рыночной экономикой и Россией, то четко видно, что основную часть доходов при рынке составляют подоходные налоги с населения, у нас - налоги с предприятий. Расходы бюджета направлены на финансирование социальных, культурных и научно-технических программ, обороны, управления государством и обслуживания государственного долга. Расходы решают три основные задачи: защита доходов, а точнее, поддержание доходов населения, обеспечение национальной обороны и выплаты процентов по государственному долгу.
Еще статьи по экономике
Теоретические основы анализа и оценки экономико-финансового состояния предприятия
Изменения
в экономике, связанные с переходом к рыночным отношениям, нестабильность
внешнего окружения, ожесточающаяся конкуренция на внутреннем и зарубежном
рынках объективно требуют пр ...
Слияние и поглощения в конкурентной экономике
слияние поглощение
экономика
Актуальность темы слияния и поглощения
компаний являются одним из важнейших механизмов перераспределения собственности
и во многих случаях могут способствова ...
Управление контроллингом на предприятии
В последние годы все чаще среди российских ученых и практиков в области
экономики и управления используется термин контроллинг. Каждый трактует его
по-своему. Некоторые говорят, что конт ...