Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура
Исторически структура государственных расходов определялась потребностями в конкретных условиях. Так, первая и вторая мировые войны вызвали расширение военных расходов. В дальнейшем на рост государственных расходов оказали большое влияние экономические и социальные факторы. В развитых странах они - главная причина роста государственных расходов. В настоящее время доля государственных расходов в ВВП составляет: в США - 36%, Японии - 33%, Германии - 46%, Англии - 43%, Франции и Италии - 50%, Канаде - 44%, Швеции - 60%.
Структура государственных расходов развитых стран в современных условиях изменилась в пользу социальных программ. Так, в структуре федерального бюджета США военные расходы составляют 28%, социальные - 47,3%, хозяйственные - 6,7%, по государственному долгу - 13,7%. В других странах со смешанной экономикой социальная сфера поглощает свыше 50% бюджетных расходов.
В развитых странах имеются существенные различия, связанные с масштабом государственного сектора. Например, в европейских странах, где удельный вес государственного сектора был велик, большая часть расходов шла на поддержание, субсидирование и развитие национализированных предприятий, а прямые государственные капиталовложения составляли 10-20% всех инвестиций. Приватизация национализированных предприятий сократила государственные вложения в хозяйство, особенно уменьшились вложения частному сектору.
Вторым по своему значению финансовым звеном является система местных финансов. Под влиянием развития производительных сил, научно-технического прогресса (НТП) происходит повышение роли и влияния местных органов власти. Растут масштабы местного хозяйства, расширяются и усложняются функции местных властей. Все это усиливает значение местных финансов, повышает их удельный вес в финансовой системе. Местные финансы охватывают широкую группу налогов, систему местного кредита, специальных фондов. Структура местных финансов определяется государственным устройством и соответствующим административным делением государства. В США, например, в состав местных финансов входят бюджеты штатов, графств, муниципалитетов. На долю местных финансов в федеративных государствах (США, ФРГ, Канада) приходится от 40 до 50% всех ресурсов общегосударственной финансовой системы, в унитарных государствах - около 30%.
Самостоятельное финансовое звено образуют финансы государственных предприятий. Государственные предприятия имеют закрепленные за ними основные и оборотные фонды, находятся на самостоятельной смете, осуществляют регламентированные законом взаимоотношения с госбюджетом. В зависимости от типа предприятия они обладают различной степенью автономности, производственной и финансовой самостоятельности.
Особое финансовое звено образуют специальные правительственные фонды, которые имеют определенную самостоятельность, отделены от госбюджета и управляются непосредственно центральными властями. К ним относятся фонды социального страхования, различные целевые фонды, а также государственные и полугосударственные финансово-кредитные учреждения. Первоначальной задачей этих фондов было финансирование отдельных целевых мероприятий, но затем функции специальных фондов расширились, они приобретают значение резервов, к которым правительство прибегает в случаях финансовых затруднений, т.е. они используются для повышения гибкости финансовой системы в целом.
Финансовая система в условиях командно-административной системы строилась по принципу демократического централизма, который обязывал все нижестоящие финансовые звенья точно выполнять директивные указания центральных финансовых органов. При этом сохранялась некоторая самостоятельность в решении региональных отношений.
В рыночной экономике финансовая система организуется на принципе фискального федерализма, который основан на перераспределении средств между различными уровнями финансовой системы. Суть фискального федерализма состоит в том, чтобы бюджетное обеспечение государства было одинаково для каждого района независимо от того, к какому субъекту федерации он относится. Такой федерализм предполагает проведение самостоятельной фискальной политики с одной стороны государством, а с другой участниками федерации.
Еще статьи по экономике
Разница между микро- и макроэкономикой
Микроэкономика и макроэкономика представляют собой ветви общей
экономической теории. Следовательно, разрыва между ними быть не должно. Теории,
нуждающиеся в изменении при переходе от одн ...
Экономическая психология
экономическая психология поведение
деньги
Экономическая
психология - это психология субъекта хозяйственных отношений. Закономерности
психического отражения хозяйственных отношений состав ...
Совершенствование оценки эффективности инвестиций
Министерством Экономического Развития на базе долгосрочного прогноза до
2020-2030 гг. выявлены пределы развития, опирающегося на наращивание экспорта
энерго-сырьевых ресурсов, вследствие ...