Проблема повышения мотивации труда научных работников
. Кризис научно-технической сферы России связан со следующими основными причинами:
) резким сокращением бюджетного финансирования, которое составило в 2008 г. 0,39% от объема ВВП (для сравнения: в Германии эта доля составляет 2,3%, в США - 2,6%, Японии - 3,1%, в Швеции - 4% ВНП);
) ослабление государственного регулирования научной сферы;
) недостаточным стимулированием инновационной деятельности.
. За последние 13 лет резко снизился научный потенциал страны: численность персонала, занятого исследованиями и разработками, уменьшилась на 60,8%, а общее число научных организаций - на 9,7%. За эти годы значительно сократился объем инвестиций в науку, произошла фактическая ликвидация отраслевой науки, практически утрачена связь науки с производством. Однако положительным фактором является рост за эти годы численности аспирантов и докторантов, а также количество защищенных кандидатских и докторских диссертаций.
. В последнее десятилетие доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции страны снизилась до 4,8% (против 30-40% в конце 1980-х гг.). Доля инновационно активных предприятий в России не превышает 10%.
. Современная инновационная сфера требует адекватной инфраструктуры - развития инновационных центров, технопарков, бизнес-инкубаторов, технополисов, венчурных фондов, консалтинговых и аудиторских фирм.
. Интересы развития инновационной деятельности требуют лучшего использования и защиты прав интеллектуальной собственности на основе совершенствования нормативно-правовой базы, улучшения учета и оценки, создания цивилизованного рынка объектами интеллектуальной собственности и инновациями.
. В современных условиях необходима более активная инновационная политика, главной целью которой является создание целостной и эффективной национальной инновационной системы. Национальная инновационная система объединяет усилия государства, организаций научно-технической и образовательной сфер, предпринимательского сектора экономики, финансово-кредитной сферы в интересах ускоренной реализации результатов интеллектуальной деятельности.
. Для преодоления технологического отставания России необходима активная государственная поддержка науки и высоких технологий. Причем ее приоритетными направлениями должны стать:
формирование нормативно-правовой базы;
создание инновационной системы и неуклонное развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;
обеспечение приоритетности государственной поддержки НИОКР, увеличение затрат на науку до 2% ВВП;
постепенное приближение условия и оплаты труда научных работников к стандартам общеевропейского уровня;
развитие инновационной инфраструктуры, включая венчурные фонды, инновационные центры, технопарки и технополисы, консалтинговые и аудиторские фирмы;
подготовка кадров для инновационной деятельности;
стимулирование инновационной деятельности (государственные заказы, субсидии, льготные налоги и кредиты).
. Необходима государственная программа инновационного развития экономики страны с соответствующим ресурсным обеспечением и установлением ответственных лиц за их реализацию. Это потребует активизации и повышения качества работы государственных органов и предприятий, подъема творческой, трудовой и инновационной активности людей.
Еще статьи по экономике
Ценовая политика предприятия
В рыночной экономике существуют многие механизмы
регулирования деятельности предприятия, но, что принципиально важно, они
базируются на использовании экономических методов, которые созда ...
Региональная политика Автономной Республики Крым
Региональная политика - составная часть государственного
регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических
мероприятий, способствующих наиболее рациональному разм ...
Региональная политика стран Европейского Союза и России
Развитие
любого общества всегда связано с определенной территорией.
Изучением
пространственных аспектов развития общества занимается множество наук, а именно
география, демография, с ...