Проблема повышения мотивации труда научных работников
. Кризис научно-технической сферы России связан со следующими основными причинами:
) резким сокращением бюджетного финансирования, которое составило в 2008 г. 0,39% от объема ВВП (для сравнения: в Германии эта доля составляет 2,3%, в США - 2,6%, Японии - 3,1%, в Швеции - 4% ВНП);
) ослабление государственного регулирования научной сферы;
) недостаточным стимулированием инновационной деятельности.
. За последние 13 лет резко снизился научный потенциал страны: численность персонала, занятого исследованиями и разработками, уменьшилась на 60,8%, а общее число научных организаций - на 9,7%. За эти годы значительно сократился объем инвестиций в науку, произошла фактическая ликвидация отраслевой науки, практически утрачена связь науки с производством. Однако положительным фактором является рост за эти годы численности аспирантов и докторантов, а также количество защищенных кандидатских и докторских диссертаций.
. В последнее десятилетие доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции страны снизилась до 4,8% (против 30-40% в конце 1980-х гг.). Доля инновационно активных предприятий в России не превышает 10%.
. Современная инновационная сфера требует адекватной инфраструктуры - развития инновационных центров, технопарков, бизнес-инкубаторов, технополисов, венчурных фондов, консалтинговых и аудиторских фирм.
. Интересы развития инновационной деятельности требуют лучшего использования и защиты прав интеллектуальной собственности на основе совершенствования нормативно-правовой базы, улучшения учета и оценки, создания цивилизованного рынка объектами интеллектуальной собственности и инновациями.
. В современных условиях необходима более активная инновационная политика, главной целью которой является создание целостной и эффективной национальной инновационной системы. Национальная инновационная система объединяет усилия государства, организаций научно-технической и образовательной сфер, предпринимательского сектора экономики, финансово-кредитной сферы в интересах ускоренной реализации результатов интеллектуальной деятельности.
. Для преодоления технологического отставания России необходима активная государственная поддержка науки и высоких технологий. Причем ее приоритетными направлениями должны стать:
формирование нормативно-правовой базы;
создание инновационной системы и неуклонное развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;
обеспечение приоритетности государственной поддержки НИОКР, увеличение затрат на науку до 2% ВВП;
постепенное приближение условия и оплаты труда научных работников к стандартам общеевропейского уровня;
развитие инновационной инфраструктуры, включая венчурные фонды, инновационные центры, технопарки и технополисы, консалтинговые и аудиторские фирмы;
подготовка кадров для инновационной деятельности;
стимулирование инновационной деятельности (государственные заказы, субсидии, льготные налоги и кредиты).
. Необходима государственная программа инновационного развития экономики страны с соответствующим ресурсным обеспечением и установлением ответственных лиц за их реализацию. Это потребует активизации и повышения качества работы государственных органов и предприятий, подъема творческой, трудовой и инновационной активности людей.
Еще статьи по экономике
Плата за жилое помещение
Вопрос оплаты коммунальных платежей и платы за жилье для России
является в последнее время чрезвычайно актуальным.
В связи с этим, я изучила положение о жилищно-коммунальной
реформе.
...
Экономическая эффективность скотоводства и основные пути ее повышения на примере СХПК Бетюнь Амгинского улуса
Эффективное
принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций АПК. Наука
управления старается повысить эффективность организаций путем увеличения
способности руков ...
Структура рынка труда. Формы безработицы
Осуществляемый
в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими
трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них
- проблема заня ...