Проблема повышения мотивации труда научных работников
Основной персонал научных организаций составляют научные работники, которые занимаются научными исследованиями и разработками. Их творческая деятельность направлена на увеличение суммы научных знаний, поиск областей их применения.
В современных условиях возрастает роль мотивации персонала, который в процессе творческой деятельности становится саморегулирующей системой, и влиять на него можно только косвенно, заменяя администрирование современным стилем руководства, предполагающего соучастие, признание личных заслуг конкретных специалистов, гласность результатов деятельности, предоставление информации для самооценки.
По мере развития научно-технического прогресса управлять человеком извне становится все сложнее. Результат деятельности все в большей степени зависит от воли и возможности работника, определяемых его квалификацией. В этих условиях каждый человек сам должен определять свое поведение. Мотивация и квалификация основной, центральной проблемой управления персоналом, а создание условий для более полного выявления его трудового потенциала приобретает ключевое значение для жизнеобеспеченности фирм.
Мотивация - это побуждение, предрасполагающее человека действовать специфическим целенаправленным образом. Это внутреннее состояние, определяющее поведение человека.
-е годы американским психологом А. Маслоу предложена теория человеческих потребностей, в которой большое значение придается выделению мотивационных факторов (рисунок 3).
Самовыражение (реализация заложенных способностей) | ||||||||
Потребность в признании (власть, право принимать решения) | ||||||||
Социальные потребности (в контактах, принятии определенной группой, любовь) | ||||||||
Потребности в безопасности и защищенности | ||||||||
Физиологические потребности (пища, одежда, квартира) |
Рисунок 3 - Иерархия потребностей по А. Маслоу
Он указывал, что после удовлетворения очередной потребности ее влияние на поведение человека прекращается. При этом первичные потребности удовлетворяются с помощью денег. Но деньги побуждают к действиям (по оценкам западных специалистов) лишь 30-50% работников. Остальных побуждают к действию более возвышенные потребности: в знаниях, авторитете, творчестве. Людьми движут нравственные идеалы, великие цели, моральные убеждения, привычки, традиции, мода и т.д. Именно эти факторы часто имеют определяющее значение для ученых.
Центром исследований и статистики науки была проведена типологизация ученых, демонстрирующих определенные мотивационные и поведенческие особенности исходя из следующих трудовых ценностей:
1) хороший заработок;
2) хорошие коллеги по работе;
) интересная работа;
) работа по способностям;
) удобное время работы;
) полезность для общества;
) большой отпуск;
) надежное место работы;
) уважаемая работа;
) возможность инициативы;
) достижение результатов;
) возможность общения;
) ответственность в работе;
) отсутствие давления;
Еще статьи по экономике
Пути снижения себестоимости продукции
Себестоимость продукции - один из основных показателей, характеризующих
экономические результаты хозяйственной деятельности предприятия. Важную роль в
обеспечении повышения эффективности ...
Повышение эффективности производственной деятельности предприятия
Сегодня
в производственной деятельности занято значительное количество людей и
организаций. От успешной деятельности предприятия зависит развитие
конкурентоспособности всей организации. ...
Реструктуризация кредиторской задолженности (по видам) на примере предприятия Салаватнефтеоргсинтез
В переводе с английского «реструктуризация» (restructuring) -
это перестройка структуры чего-либо. Латинское слово структура (structura)
означает порядок, расположение, строение. Если ра ...