Экономическая психология как наука
В мировом багаже знаний уже давно существовали две науки, экономическая теория и психология, которые с начала двадцатого века находились в близком, достаточно обозримом друг для друга пространстве. Однако новой смежной науки «экономической психологии» или «психологической экономики» не появилось.
Тем не менее, исследовательские пути двух наук периодически пересекались.
В ряде прикладных экономических дисциплин, прежде всего связанных с рекламой, управлением, организацией труда, стали постепенно проявляться элементы психологического анализа.
Во второй половине ХХ века потребность в формировании полноценной, междисциплинарной науки стала очевидной. Экономическая практика все чаще свидетельствовала, что деловая жизнь не всегда строится лишь на основе рациональных установок. Эмоциональный, психологический фактор порой играет решающую роль. Это приводит к тому, что достаточно многие экономические решения принимаются на базе не столько логической, сколько эмоциональной оценки.
В обществе постоянно нарастало стремление познать закономерности формирования психологической ориентации, установок взаимодействующих партнеров. Интерес был обращен к таким явлениям как ощущения, интуиция участников сделок, их понимание себя и окружающих, умение решать конфликты. Все важнее становилась задача предугадывания возможной нерасчетливости, непредсказуемости или неожиданности в поведении партнеров и конкурентов.
Практические и чисто научные потребности стали предпосылкой постепенного формирования единой дисциплины - экономической психологии. Экономическая психология выступая в форме цельной науки позволила более глубоко понимать влияние психологического фактора не только в микроэкономических, но и в макроэкономических процессах. Поскольку формирование экономической психологии как единой науки еще незавершенно, неизбежно возникают определенные методические сложности в вопросе об обозначении предмета исследования. Прежде всего следует признать тот факт, что существует два подхода к данной дисциплине. Их различие состоит в масштабности позиций: влияние психологических факторов на хозяйственную жизнь можно анализировать, используя микро- или макроэкономический ракурс. В первом случае предметом науки является изучение экономического поведения индивида, группы в масштабах рабочего места, производственного участка, фирмы, а во втором - экономическое поведение населения, государства.
В обоих случаях дифференцированной будет и характеристика предмета исследования. Некоторые зарубежные авторы предложили идею о разумности доминирующей роли психологического параметра («психологический экономикс» или «бихевиористский, т.е. поведенческий экономикс»). Это вызвано было желанием отойти от сильной ориентации на построение моделей, т.к. экономическая действительность включает, по их мнению, множество психологических переменных, отразить которые с помощью моделей невозможно.
Обратимся к подходу, сторонники которого предпочитают обозначать стык двух наук выражением «экономическая психология». Этот вариант подхода оказался более популярным среди исследователей. Он ориентируется на конкретно-аналитический анализ экономических явлений. В его развитии наблюдалось несколько этапов, отражающих изменение взглядов.
Первый этаписследований связан с именем французского ученого Г. Тарда. В 1902 г. вышла его двухтомная работа под названием «Экономическая психология». Он выдвинул свой подход как альтернативу австрийской школе экономической теории. Последняя определяла себя как «психологическая школа»; однако, ею используемые методы обладали определенной спецификой: экономический анализ не предполагал выхода на эмпирическую психологию. В научный оборот ими была введена концепция предельных величин, предполагавшая рассмотрение экономических явлений с учетом психологического подтекста. Особенности методологического подхода Тарда состояли в том, что ему удалось заложить основы «социально-ориентированной психологии экономической жизни». Зародившись во Франции, новая наука распространилась в начале ХХ века и в Германии. Отцом экономической психологии был Х. Мюнстерберг. Опираясь на традиции Лейпцигского исследователя В. Вунда, он изучал преимущественно сферу микроэкономических проблем, например, вопросы монотонности труда, его организации, степени справедливости получаемой оплаты, анализ эффекта рекламы в экономике Германии.
Еще статьи по экономике
Экономическая эффективность скотоводства и основные пути ее повышения на примере СХПК Бетюнь Амгинского улуса
Эффективное
принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций АПК. Наука
управления старается повысить эффективность организаций путем увеличения
способности руков ...
Причины возникновения экономических кризисов и возможные пути выхода
Как известно, современное общество стремится к постоянному
улучшению уровня и условий жизни, которые может обеспечить только устойчивый
экономический рост. Однако наблюдения показывают, ...
Механизм обоснования производственной программы в условиях рынка
Тема курсовой работы «Механизм обоснования производственной
программы в условиях рынка» является особо актуальной.
Актуальность темы вызвана следующими положениями:
производственная ...