Предпосылки теории потребительского выбора
Теория потребительского выбора изучает, каким образом потребитель формирует свою потребительскую корзину, т. е. набор товаров и услуг, который он покупает, и каким образом формируется спрос на товары из этого набора.
Теория потребительского выбора исходит из следующих предпосылок.
Свобода потребительского выбора и независимость потребителя. Потребитель независим в своем выборе и своим поведением определяет структуру и объемы производства фирм. Свобода потребителя не безгранична. В своем выборе потребитель ограничен рыночными ценами товаров и своим доходом.
Рациональность потребителя. Потребитель выбирает наилучший набор из возможных при заданных ресурсах. Такой набор называется оптимальным.
Совершенство информации. В процессе выбора потребителю доступна вся информация, необходимая ему для осуществления оптимального выбора.
Таким образом, цель потребителя заключается в максимизации полезности от приобретения товаров при ограничении со стороны дохода.
Существуют две теории потребительского выбора.
Кардиналистская (количественная) теория предполагает, что потребитель может точно количественно определить полезность каждого товара в каких-либо единицах. Представителями данной теории были Герман Генрих Госсен (1810 - 1858), Уильям Стенли Джевонс (1835 - 1882), теоретики австрийской школы - Карл Менгер (1840 - 1921), Фридрих Визер (1851 - 1926), Евгений фон Беем-Баверк (1851 - 1919).
Ординалистская (порядковая) теория предполагает, что потребитель не может количественно определить полезность каждого товара, но может сравнивать полезности товаров между собой. Сторонниками этой теории были Фрэнсис Эджуорт (1845 - 1926), Джон Хикс (1904 - 1989), Евгений Слуцкий (1880 - 1946).
Еще статьи по экономике
Повышение эффективности производственной деятельности предприятия
Сегодня
в производственной деятельности занято значительное количество людей и
организаций. От успешной деятельности предприятия зависит развитие
конкурентоспособности всей организации. ...
Теоретические основы анализа и оценки экономико-финансового состояния предприятия
Изменения
в экономике, связанные с переходом к рыночным отношениям, нестабильность
внешнего окружения, ожесточающаяся конкуренция на внутреннем и зарубежном
рынках объективно требуют пр ...
Монополии в современной рыночной экономике
Монополии
- это крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и
так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или
акционерной) и о ...