Предпосылки теории потребительского выбора
Теория потребительского выбора изучает, каким образом потребитель формирует свою потребительскую корзину, т. е. набор товаров и услуг, который он покупает, и каким образом формируется спрос на товары из этого набора.
Теория потребительского выбора исходит из следующих предпосылок.
Свобода потребительского выбора и независимость потребителя. Потребитель независим в своем выборе и своим поведением определяет структуру и объемы производства фирм. Свобода потребителя не безгранична. В своем выборе потребитель ограничен рыночными ценами товаров и своим доходом.
Рациональность потребителя. Потребитель выбирает наилучший набор из возможных при заданных ресурсах. Такой набор называется оптимальным.
Совершенство информации. В процессе выбора потребителю доступна вся информация, необходимая ему для осуществления оптимального выбора.
Таким образом, цель потребителя заключается в максимизации полезности от приобретения товаров при ограничении со стороны дохода.
Существуют две теории потребительского выбора.
Кардиналистская (количественная) теория предполагает, что потребитель может точно количественно определить полезность каждого товара в каких-либо единицах. Представителями данной теории были Герман Генрих Госсен (1810 - 1858), Уильям Стенли Джевонс (1835 - 1882), теоретики австрийской школы - Карл Менгер (1840 - 1921), Фридрих Визер (1851 - 1926), Евгений фон Беем-Баверк (1851 - 1919).
Ординалистская (порядковая) теория предполагает, что потребитель не может количественно определить полезность каждого товара, но может сравнивать полезности товаров между собой. Сторонниками этой теории были Фрэнсис Эджуорт (1845 - 1926), Джон Хикс (1904 - 1989), Евгений Слуцкий (1880 - 1946).
Еще статьи по экономике
Изучение экономического потенциала Ненецкого автономного округа
Сегодня для России одной из важнейших является проблема
самодостаточности экономического потенциала регионов. Поэтому долгосрочная
политика государственного регулирования должна быть нап ...
Пути снижения себестоимости продукции
Себестоимость продукции - один из основных показателей, характеризующих
экономические результаты хозяйственной деятельности предприятия. Важную роль в
обеспечении повышения эффективности ...
Теория, практика и российская действительность безработицы
Рынок труда занимает одно из важных мест в системе рыночных отношений
России. На протяжении многих лет, на нем сталкиваются интересы, как
трудоспособных граждан, так и работодателей, пре ...