Типы конкурентного поведения
) новички (10 %).
Четвертая группа озабочена поиском ниши на рынке, причем эта ниша должна быть достаточно прибыльна, иметь потенциал роста и не привлекать внимание крупных конкурентов.
Третья группа не вступает в конкурентную борьбу с первыми и вторыми и в своей стратегии следует за лидерами.
Вторая группа обнаруживает значительный атакующий потенциал.
Первая вынуждена, с одной стороны, отражать атаки других лидеров и претендентов на лидерство, а, с другой стороны, атаковать своих конкурентов.
В соответствии с содержательной функцией фирмы можно выделить следующие типы конкурентов:
) крупные высокоустойчивые компании, осуществляющие массовое производство;
) специализированные компании, приспособленные к определенному рынку;
) мелкие и средние фирмы, осуществляющие экспериментальное производство и опережающие соперников в нововведениях;
) мелкие универсальные фирмы, использующие эффект гибкости и высокой маневренности.
Наличие столь разнородных конкурентов делает конкурентную борьбу неисчерпаемой, однако полезно знать, каким образом фирма осуществляет свою политику, чтобы подчинит рынок себе.
Выше мы говорили о стратегических зонах хозяйствования, которые представляют интерес для фирмы в целях увеличения прибыли и упрочения своего положения на рынке. Наиболее простым способом определения своей позиции на рынке и распределения денежных средств между стратегическими зонами хозяйствования является матрица Бостонской консультативной группы или просто Бостонская матрица.
Рост объема спроса задает размер матрицы по вертикали, доля рынка по сравнению с долей ведущего конкурента задает размер матрицы по горизонтали. Набор решений в соответствии с этой диаграммой следующий: «Звезды» необходимо оберегать и укреплять, от «собак» необходимо избавляться. Для «дойных коров» необходим жесткий контроль капиталовложений. «Дикие кошки» подлежат специальному изучению, чтобы установить, не смогут ли они при определенных капиталовложениях превратиться в «звезды». Линия от «диких кошек» к «звездам», затем к «дойным коровам» и «собакам» показывает, что «дикие кошки» могут стать «звездами», а «звезды» в дальнейшем с приходом неизбежной зрелости превратятся в «собак». Стрелки от «дойных коров» к «звездам» и «диким кошкам» показывает перераспределение средств от «дойных коров».
Рис. 1. Матрица Бостонской консультативной группы
Эта матрица может дать хорошие результаты, если перспективы фирмы можно характеризовать только ростом объема деятельности, а относительные позиции фирмы определяются ее долей на рынке.
Если перспектива и условия конкуренции сложнее, то Бостонская матрица должна быть дополнена более сложными инструментами оценки.
Главного недостатка Бостонской матрицы (упрощенный способ ее горизонтального и вертикального построения) можно избежать, если вместо показателя роста объема спроса использовать параметр привлекательности стратегической зоны хозяйствования, а вместо относительной доли рынка - будущий конкурентный статус. Такая матрица, называется матрицей МакКинзи по имени фирмы, осуществившей ее разработку.
Еще статьи по экономике
Пути снижения себестоимости продукции
Себестоимость продукции - один из основных показателей, характеризующих
экономические результаты хозяйственной деятельности предприятия. Важную роль в
обеспечении повышения эффективности ...
Расчет себестоимости объектов предприятия
Экономика - это само хозяйство, т.е. совокупность всех средств, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения своих потребностей[1].
Основу любой экономики составляет производ ...
Понятие и сущность капитальных вложений
Инвестиции
относятся к той сфере национальной экономики, от которых зависит развитие
экономики, как на государственном уровне, так и на уровне хозяйствующих
субъектов рынка.
«Инвести ...