Типы конкурентного поведения
) новички (10 %).
Четвертая группа озабочена поиском ниши на рынке, причем эта ниша должна быть достаточно прибыльна, иметь потенциал роста и не привлекать внимание крупных конкурентов.
Третья группа не вступает в конкурентную борьбу с первыми и вторыми и в своей стратегии следует за лидерами.
Вторая группа обнаруживает значительный атакующий потенциал.
Первая вынуждена, с одной стороны, отражать атаки других лидеров и претендентов на лидерство, а, с другой стороны, атаковать своих конкурентов.
В соответствии с содержательной функцией фирмы можно выделить следующие типы конкурентов:
) крупные высокоустойчивые компании, осуществляющие массовое производство;
) специализированные компании, приспособленные к определенному рынку;
) мелкие и средние фирмы, осуществляющие экспериментальное производство и опережающие соперников в нововведениях;
) мелкие универсальные фирмы, использующие эффект гибкости и высокой маневренности.
Наличие столь разнородных конкурентов делает конкурентную борьбу неисчерпаемой, однако полезно знать, каким образом фирма осуществляет свою политику, чтобы подчинит рынок себе.
Выше мы говорили о стратегических зонах хозяйствования, которые представляют интерес для фирмы в целях увеличения прибыли и упрочения своего положения на рынке. Наиболее простым способом определения своей позиции на рынке и распределения денежных средств между стратегическими зонами хозяйствования является матрица Бостонской консультативной группы или просто Бостонская матрица.
Рост объема спроса задает размер матрицы по вертикали, доля рынка по сравнению с долей ведущего конкурента задает размер матрицы по горизонтали. Набор решений в соответствии с этой диаграммой следующий: «Звезды» необходимо оберегать и укреплять, от «собак» необходимо избавляться. Для «дойных коров» необходим жесткий контроль капиталовложений. «Дикие кошки» подлежат специальному изучению, чтобы установить, не смогут ли они при определенных капиталовложениях превратиться в «звезды». Линия от «диких кошек» к «звездам», затем к «дойным коровам» и «собакам» показывает, что «дикие кошки» могут стать «звездами», а «звезды» в дальнейшем с приходом неизбежной зрелости превратятся в «собак». Стрелки от «дойных коров» к «звездам» и «диким кошкам» показывает перераспределение средств от «дойных коров».
Рис. 1. Матрица Бостонской консультативной группы
Эта матрица может дать хорошие результаты, если перспективы фирмы можно характеризовать только ростом объема деятельности, а относительные позиции фирмы определяются ее долей на рынке.
Если перспектива и условия конкуренции сложнее, то Бостонская матрица должна быть дополнена более сложными инструментами оценки.
Главного недостатка Бостонской матрицы (упрощенный способ ее горизонтального и вертикального построения) можно избежать, если вместо показателя роста объема спроса использовать параметр привлекательности стратегической зоны хозяйствования, а вместо относительной доли рынка - будущий конкурентный статус. Такая матрица, называется матрицей МакКинзи по имени фирмы, осуществившей ее разработку.
Еще статьи по экономике
Экономическая эффективность скотоводства и основные пути ее повышения на примере СХПК Бетюнь Амгинского улуса
Эффективное
принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций АПК. Наука
управления старается повысить эффективность организаций путем увеличения
способности руков ...
Сущность и особенности проявления кризиса планово-распределительной системы (на примере СССР)
Возникновение в России в начале ХХ века социалистического строя принесло
с собой переход на планово-распределительную систему управления экономикой.
Просуществовав 60 лет, эта система из ...
Финансовая система и финансовая политика государства
Финансы - неотъемлемый элемент рыночной экономики. Надежная финансовая
система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной
экономики, а также необходимой пред ...