Типы конкурентного поведения
) новички (10 %).
Четвертая группа озабочена поиском ниши на рынке, причем эта ниша должна быть достаточно прибыльна, иметь потенциал роста и не привлекать внимание крупных конкурентов.
Третья группа не вступает в конкурентную борьбу с первыми и вторыми и в своей стратегии следует за лидерами.
Вторая группа обнаруживает значительный атакующий потенциал.
Первая вынуждена, с одной стороны, отражать атаки других лидеров и претендентов на лидерство, а, с другой стороны, атаковать своих конкурентов.
В соответствии с содержательной функцией фирмы можно выделить следующие типы конкурентов:
) крупные высокоустойчивые компании, осуществляющие массовое производство;
) специализированные компании, приспособленные к определенному рынку;
) мелкие и средние фирмы, осуществляющие экспериментальное производство и опережающие соперников в нововведениях;
) мелкие универсальные фирмы, использующие эффект гибкости и высокой маневренности.
Наличие столь разнородных конкурентов делает конкурентную борьбу неисчерпаемой, однако полезно знать, каким образом фирма осуществляет свою политику, чтобы подчинит рынок себе.
Выше мы говорили о стратегических зонах хозяйствования, которые представляют интерес для фирмы в целях увеличения прибыли и упрочения своего положения на рынке. Наиболее простым способом определения своей позиции на рынке и распределения денежных средств между стратегическими зонами хозяйствования является матрица Бостонской консультативной группы или просто Бостонская матрица.
Рост объема спроса задает размер матрицы по вертикали, доля рынка по сравнению с долей ведущего конкурента задает размер матрицы по горизонтали. Набор решений в соответствии с этой диаграммой следующий: «Звезды» необходимо оберегать и укреплять, от «собак» необходимо избавляться. Для «дойных коров» необходим жесткий контроль капиталовложений. «Дикие кошки» подлежат специальному изучению, чтобы установить, не смогут ли они при определенных капиталовложениях превратиться в «звезды». Линия от «диких кошек» к «звездам», затем к «дойным коровам» и «собакам» показывает, что «дикие кошки» могут стать «звездами», а «звезды» в дальнейшем с приходом неизбежной зрелости превратятся в «собак». Стрелки от «дойных коров» к «звездам» и «диким кошкам» показывает перераспределение средств от «дойных коров».
Рис. 1. Матрица Бостонской консультативной группы
Эта матрица может дать хорошие результаты, если перспективы фирмы можно характеризовать только ростом объема деятельности, а относительные позиции фирмы определяются ее долей на рынке.
Если перспектива и условия конкуренции сложнее, то Бостонская матрица должна быть дополнена более сложными инструментами оценки.
Главного недостатка Бостонской матрицы (упрощенный способ ее горизонтального и вертикального построения) можно избежать, если вместо показателя роста объема спроса использовать параметр привлекательности стратегической зоны хозяйствования, а вместо относительной доли рынка - будущий конкурентный статус. Такая матрица, называется матрицей МакКинзи по имени фирмы, осуществившей ее разработку.
Еще статьи по экономике
Региональная политика стран Европейского Союза и России
Развитие
любого общества всегда связано с определенной территорией.
Изучением
пространственных аспектов развития общества занимается множество наук, а именно
география, демография, с ...
Методология статистического исследования депопуляции населения
В
последние годы в Российской Федерации сформировалась крайне неблагоприятная
демографическая ситуация, одной из основных характеристик которой является
сокращение численности населения ...
Расчет плановых технико-экономических показателей предприятия по производству агрегатов авиадвигателей
оборудование технический экономический
Предпринимательская деятельность в машиностроении - это изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг промышленного характера, направленных на пол ...