Типы конкурентного поведения
Конкуренция обуславливается правом каждого из субъектов деловых отношений на реализацию своего экономического потенциала. Это неизбежно приводит к столкновению между ними, к достижению своих целей за счет ущемления интересов других. Различают три типа конкурентного поведения: креативный, приспособленческий, обеспечивающий.
При креативном поведении предприниматель осуществляет мероприятия, направленные на создание каких-либо новых компонентов рыночных отношений, которые обеспечивали бы превосходство над конкурентами. Например, новая продукция, новая технология, организация производства, новые методы сбыта и т.д. Главным признаком креативной конкуренции является стремление к изменению существующей структуры спроса и предложения. Приспособленческое поведение состоит в учете инновационных изменений в производстве у конкурентов и мероприятиях, упреждающих действия конкурентов. Приспособленческое поведение применяется тогда, когда предприниматель не совсем уверен в своих инновационных возможностях, поэтому предприниматель стремится к копированию в возможно более сжатые сроки достижения конкурентов.
Обеспечивающее поведение основано на стремлении предпринимателя к сохранению на длительную перспективу своего положения на рынке за счет повышения качества товара, улучшения ассортимента, предоставления дополнительных услуг. Обеспечивающее поведение применяется в тех случаях, когда предприниматель не имеет возможности существенно изменить производственную и коммерческую программы и обладает слабым инновационным потенциалом. Отмеченные выше типы конкурентного поведения тесно зависят от методов конкуренции.
Существует два основных метода: ценовая и неценовая конкуренция.
Ценовая конкуренция - это борьба предпринимателей за увеличение своих прибылей за счет снижения издержек производства, а значит - снижения цен.
Неценовая конкуренция включает изменение качества продукта, создание нового продукта, совершенствование услуг сопутствующих товаров.
В современных условиях преобладают неценовые методы конкуренции.
Конкурентная стратегия - это конкуренция и система действий фирмы, направленная на достижение конечных целей.
Изначально любая фирма имеет конечную цель, выражающуюся в монополизации рынка товара для максимизации получаемой прибыли. В связи с этим каждая фирма в современных условиях имеет две стратегические установки: 1) установку на монополизацию рынка товара и 2) установку на интеграцию своей деятельности в единый процесс функционирования рынка.
Согласно первой установке действия фирмы направлены на уменьшение числа конкурентов и максимизацию прибыли в коротком периоде.
Установка на интеграцию направлена на стабилизацию своего положения, уменьшение степени риска, а значит увеличение прибыли в долгосрочном периоде.
Выбор стратегии или сочетания стратегий осуществляется предпринимателями в зависимости от ролевой и содержательной функций в процессе конкурентного взаимодействия.
В соответствии с ролевой функцией A. Котлер выделяет следующие типы конкурентов:
) лидеры (40 % доли на рынке);
) претенденты на лидерство (30 %);
) ведомые (20 %);
Еще статьи по экономике
Статистическое изучение инвестиционной деятельности промышленных предприятий по материалам хозяйственной деятельности ЗАО Сагава
Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное
имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную
оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) ин ...
Ценовая политика предприятия
В рыночной экономике существуют многие механизмы
регулирования деятельности предприятия, но, что принципиально важно, они
базируются на использовании экономических методов, которые созда ...
Экономическая политика как способ реализации экономических целей
Чтобы рассматривать тему данного реферата - «Экономическая
политика как способ реализации экономических целей» следует начать с
определения понятия «экономическая политика» в целом. Хоче ...