Рынок как многосекторное образование
Ключевым элементом рыночной экономики выступает рынок. Рынок - это сложное и многостороннее явление. Мы не будем здесь проводить подробный анализ рынка, а также давать ему определение, т.к. это является предметом экономической теории, но с точки зрения предпринимательства, мы дадим характеристику некоторых признаков рынка.
Во-первых, современный рынок является рынком покупателя. Это означает такое состояние рынка, при котором имеет место превышение предложения товаров над спросом. Такое состояние рынка определяет приоритетное положение покупателей, можно сказать даже своего рода диктат покупателя. Диаметральной противоположностью является рынок продавца, которому присуще превышение спроса товаров над предложением товаров. Для системы предпринимательства характерен как раз рынок покупателя, т.к. каждый предприниматель стремится к увеличению своих доходов, но добиться этого можно лишь произведя и продав продукцию, удовлетворяющую запросам покупателя. Во-вторых, признаком рынка является его конкурентный характер. Конкуренция в переводе с латыни означает столкновение в результате каких-либо действий. Т.к. в рыночной экономике каждый предприниматель, в определенном смысле, независим, то столкновение с другими суверенными субъектами рынка становится неизбежным. Исходя из первого признака современного рынка, можно сделать вывод, что конкуренция неизбежна между предпринимателями, т.к. они могут реализовать свой экономический суверенитет, лишь вступая во взаимное соперничество за обладание покупателем. Следует иметь в виду, что между покупателями также существует соперничество. Но при рынке покупателя это соперничество не является определяющим. Конкуренция охватывает также отношения между предпринимателями и потребителями. Как правило, столкновение между ними заканчивается в пользу потребителей на рынке покупателя, но, однако, существует и практика навязывания потребностей. Это заключается в формировании производителями стандартов потребления, определенных рыночных критериев, которые влияют на осуществление покупок. Однако все это должно базироваться на знании и прогнозировании потребительских ожиданий.
В-третьих, признаком современного рынка является увеличение удельного веса отраслей, в которых монополизация невозможна, взамен этого осуществляется интеграция. Это характерно в настоящее время для розничной торговли, для сферы обслуживания, для производства предметов широкого потребления.
Современный рынок представляет собой многосекторное образование. Секторы рынка - это его части, различающиеся между собой в соответствии с особенностями предмета деловых отношений. Такими секторами выступают рынки средств производства, предметов потребления, рабочей силы, услуг, информации, продуктов интеллектуального труда инвестиций, ценных бумаг. Все эти рынки связаны между собой, взаимопроникают друг в друга, но в то же время отношения, складывающиеся в каждом секторе рынка, имеют только ему присущие особенности.
Наряду с секторами рынка, необходимо выделить его сегменты. Сегмент рынка - это часть рынка, образованная по критерию потребительских ожиданий. Различные группы потребителей могут одновременно входить в различные сегменты рынка. Основная цель сегментации рынка - это определение ниши, в которой данный предприниматель может эффективно работать, или стратегической зоны хозяйствования. Под стратегической зоной хозяйствования следует понимать отдельный сегмент окружения, куда фирма имеет или хочет получить выход. Стратегическую зону хозяйствования следует описывать следующими параметрами:
Еще статьи по экономике
Разница между микро- и макроэкономикой
Микроэкономика и макроэкономика представляют собой ветви общей
экономической теории. Следовательно, разрыва между ними быть не должно. Теории,
нуждающиеся в изменении при переходе от одн ...
Потребность и блага. Экономический вывод
Актуальность.
Хозяйственная жизнь общества основана на необходимости удовлетворять
потребности людей в различных экономических благах. В свою очередь, эти блага
производятся на базе эк ...
Ценовая политика предприятия
В рыночной экономике существуют многие механизмы
регулирования деятельности предприятия, но, что принципиально важно, они
базируются на использовании экономических методов, которые созда ...