Анализ конфликта Кингисеппского нефтехимического комбината с ОАО «Транснефть»
По-прежнему сохраняются избыточные административные барьеры, которые касаются не только владельцев независимых АЗС, но и самых вертикально интегрированных компаний, что также влияет на издержки отрасли и соответственно, на цену.
Основное направление урегулирования вопросов ценообразования на рынках, предупреждения нарушений антимонопольного законодательства - это обеспечение развития конкуренции, которое требует, прежде всего, структурных изменений на внутрироссийских рынках.
В частности, для решения проблем отрасли и для развития конкуренции необходимо наличие независимых нефтеперерабатывающих заводов, которые не «встроены» в вертикали ВИНКов, не «завязаны» на определенных нефтетрейдеров и на определенные регионы добычи.
В сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по трубопроводному транспорту, без услуг которого невозможна организация нормального функционирования крупных нефтеперерабатывающих комплексов, имеет место естественная монополия. Отношения между исполнителем и заказчиком услуг на рынках с естественной монополией, где нет возможности для развития конкуренции, должны регулироваться государством по следующим направлениям:
- установление перечня регулируемых услуг;
установление стандартов (условий) оказания услуг, в том числе - гарантированных потребительских качеств, а также перечня требований к заказчику (покупателю) - т.н. условий доступа;
регулирование цен на услуги.
Однако на сегодняшний день взаимоотношения субъекта естественной монополии - ОАО «АК «Транснефть» с потребителями урегулированы недостаточно однозначно и жестко, в первую очередь это касается вопросов присоединения к трубопроводным системам новых объектов нефтедобычи и нефтеперерабатывающих комплексов. Кроме того, в ОАО «АК «Транснефть» сложилась практика предоставления услуг по транспортировке нефти по магистральным нефтепроводам исключительно тем нефтедобывающим компаниям, которые осуществляют поставки нефти на собственные НПЗ.
В связи с этим возникает необходимость в разработке и принятии специального Постановления Правительства Российской Федерации, регламентирующего оказание услуг по транспортировке нефти по магистральным нефтепроводам. Указанное Постановление должно содержать типовую форму договора об оказании услуг по транспортировке нефти по магистральным нефтепроводам, четко определять права и обязанности сторон по данному договору, а также предоставлять самим нефтеперерабатывающим заводам возможность выступать в качестве потребителей упомянутых услуг.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»: «В целях предупреждения создания дискриминационных условий Правительство Российской Федерации устанавливает правила недискриминационного доступа на товарные рынки и (или) к товарам, производимым или реализуемым субъектами естественных монополий, регулирование деятельности которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях».
Правила, в том числе, должны содержать:
Ø перечень товаров, поставляемых субъектами естественных монополий;
Ø порядок возмещения экономически обоснованных расходов субъектов естественных монополий на производство и (или) реализацию соответствующих товаров и (или) организацию доступа на товарный рынок;
Ø существенные условия договоров и (или) типовые договоры о предоставлении доступа на товарный рынок и (или) к товарам субъектов естественных монополий;
Еще статьи по экономике
Бережливое производство России
Бережли́вое
произво́дство
в России - концепция менеджмента, созданная и основанная на неуклонном
стремлении к устранению всех видов потерь. Бережливое производство предполагае ...
Потребность и блага. Экономический вывод
Актуальность.
Хозяйственная жизнь общества основана на необходимости удовлетворять
потребности людей в различных экономических благах. В свою очередь, эти блага
производятся на базе эк ...
Оценка эффективности программно-целевого метода службы занятости населения
В настоящее время общепризнанным является мнение, что программно-целевой метод служит важнейшим инструментом осуществления государственной социальной и экономической политики развития страны и ее отде ...