Особенности антимонопольной политики в России
Первая попытка создания антимонопольного законодательства в России предпринималась еще в 1908 году. За образец был взят действовавший в США закон Шермана. Однако организации российских предпринимателей встретили проект закона в штыки и сумели сорвать его принятие. Поэтому юридическая основа для борьбы с монополиями и недобросовестной конкуренцией появилась в России только 22 марта 1991года, когда был принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этот закон редактировался несколько раз, последнее изменение от 26.07.2006 N 135-ФЗ [закон Консультант +].
В соответствии с Законом "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" безусловным монополистом может считаться предприятие, контролирующее 50% и более товарного рынка, если только хозяйствующий субъект не докажет обратного. Предприятие, контролирующее 35-50% рынка, тоже может быть признано монополистом, но для этого антимонопольные органы должны доказать, что имеет место "доминирующее положение" хозяйствующего субъекта на рынке, изучив конкретную рыночную ситуацию. Федеральными законами могут устанавливаться случаи признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 35%. «Доминирующее положение» дает фирме возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Установлен перечень действий, которые трактуются как злоупотребление доминирующим положением. К ним отнесены изъятие товаров из обращения в целях создания дефицита, навязывание условий, невыгодных контрагенту или не относящихся к предмету договора, создание препятствий к доступу на рынок конкурентов, нарушение установленного порядка ценообразования, установление монопольно высоких (низких) цен и другие.
В статье «Российской газеты» от 14 января 2009 г. обсуждаются вопросы трактовки понятий антимонопольного законодательства с экспертом в области антимонопольного законодательства, доктором экономических наук профессором Высшей школы экономики, заместителем директора Института анализа предприятий и рынков Светланой Авдашевой [рг ]:
· Как определить монопольно высокую цену товара? (статья 6 Федерального закона «О защите конкуренции»),
· Может ли субъект, доля которого на рынке составляет 8% или немного более, оказывать реальное, решающее воздействие на общие условия оборота на рынке? (используются признаки доминирующего положения на рынке, статья 5),
· Чем различаются понятия, установленные законом «О защите конкуренции», - «злоупотребление коллективным доминированием» и «согласованные действия на рынке»?
и другие интересные вопросы, касающиеся антимонопольного законодательства.
Основной сферой деятельности антимонопольных органов в России стало регулирование деятельности естественных монополий. С целью контроля рыночной доли хозяйствующих субъектов в стране с 1991г. Утвержден Государственный реестр Российской Федерации объединений и предприятий-монополистов [ссылка на сайт]. В нем ежегодно отражаются предприятия, производящие 35% и более продукции на каком-либо товарном рынке. Для таких предприятий действует специальная процедура установления цен и тарифов. В ней, помимо специальных департаментов и комитетов, участвуют и депутаты Государственной Думы. Этот реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и проверять соблюдение ими антимонопольного законодательства. Деятельность естественных монополий в России регулируется Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» [ссылка на закон].
Настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:
Еще статьи по экономике
Государственное регулирование инновационного развития рыбной отрасли
Инновационно-технологическое развитие, формируя соответствующий потенциал
и необходимые механизмы его реализации, создает необходимые объективные
предпосылки для наращивания конкурентных ...
Теоретические основы анализа и оценки экономико-финансового состояния предприятия
Изменения
в экономике, связанные с переходом к рыночным отношениям, нестабильность
внешнего окружения, ожесточающаяся конкуренция на внутреннем и зарубежном
рынках объективно требуют пр ...
Кластеры и их роль в экономике Республики Казахстан
Кластер - сконцентрированная на некоторой территории группа
взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и
специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследова ...