Особенности антимонопольной политики в России
Накопленный странами с “рыночной” экономикой опыт антимонопольной борьбы, хотя и интересен сам по себе и, безусловно, должен активно изучаться и использоваться в различных конкретных случаях обуздания конкретных монополий, в целом не может служить основой для разработки общей программы действий по демонополизации постсоциалистической экономики.
Становление рыночной экономики в нашей стране столкнулось с монополизмом особого рода, не имеющим аналогов. Он сформировался в нерыночной среде и значительно отличается от монополизма западного образца.
Социалистическая экономика представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие не было вполне автономно, а являлось составной частью общегосударственной суперструктуры. При этом удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде продукта часто поручалось всего одному-двум заводам. Так, в конце 80-х годов более 1100 предприятий были полными монополистами в производстве своей продукции. Еще чаще встречалась ситуация, когда число производителей по всей гигантской стране не превышало 2-3 заводов. Всего из 327 товарных групп, выпускавшихся промышленностью страны, 290 (89%) было подвержено сильной монополизации [Микроэкономика под ред. Грязновой есть 2007года , стр.? в чит зале].
Таким образом, если в странах с рыночной экономикой монополизация обычно проходила путем организационного объединения первоначально независимых компаний, то социалистический монополизм базировался на сознательном создании только одного производителя (или очень узкой группы производителей).
Начало рыночных реформ в нашей стране привело к резкому усилению монополистических тенденций. Пользуясь своей монопольной властью, монополисты резко ограничили предложение. А сознательное уменьшение выпуска продукции в сочетании с повышением цен российскими предприятиями-монополистами явились важнейшей микроэкономической причиной особой глубины кризиса трансформации в России.
В течение последних лет в России активно проводится государственная политика, направленная на поддержку конкуренции и ограничение монополизма.
В Конституции России сказано: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию» [Конституция РФ, ст.34, п.2].
Главный орган проведения антимонопольной политики в РФ претерпел целый ряд преобразований. 22 сентября 1998 года Государственный антимонопольный комитет (ГАК России) был переименован в Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России). 9 марта 2004 г. Министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к Федеральной антимонопольной службе, являющейся сегодня главным антимонопольным органом (Постановление Правительства РФ №189 от 7.04.2004) [Консультант +].
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.
Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются:
а) надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг;
б) надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;
в) надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе до внесения изменений в Федеральный закон «О рекламе».
ФАС России включена в структуру Правительства России, подчиняется непосредственно Председателю Правительства [сайт ФАС].
Еще статьи по экономике
Исследование показателей по труду и заработной плате
оплата труд производительность
Экономия
труда, рациональное использование трудовых ресурсов в торговле имеют большое
значение для развития всей экономики страны и непосредственно самой от ...
Планирование общественного производства с учетом структурного сдвига отрасли
Опыт экономически развитых стран показывает, что
рыночное саморегулирование без участия государства приводит к серьезным
деформациям и провалам в социально-экономических процессах. Госуд ...
Финансовая система и финансовая политика государства
Финансы - неотъемлемый элемент рыночной экономики. Надежная финансовая
система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной
экономики, а также необходимой пред ...