Особенности финансовой политики в РФ
Начиная с 2000 года, федеральный бюджет исполняется с превышением доходов над расходами. Была ликвидирована просроченная кредиторская задолженность, включая многолетние бюджетные долги перед гражданами по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий. Это способствовало нормализации состояния расчетов в экономике в целом.
Превышение бюджетных доходов над расходами и связанное с этим изменение государственной долговой политики позволило радикально (с более чем 100% валового внутреннего продукта в 1999 году до 9% валового внутреннего продукта к концу 2006 года) снизить масштабы государственного долга и расходы на его обслуживание.
Образование государственного долга в России (на начало 2004 г. сумма внутреннего и внешнего долга составляла около 140 млрд. долл.) имеет свою специфическую историю. Прежде всего часть внешнего долга бывшего СССР, которую Россия приняла на себя - 102 млрд. долл. Остальная задолженность сформировалась вследствие заимствований российского правительства в 1992 - 1998 гг. на внешнем (около 25 млрд. долл.) и на внутреннем рынках (более 70 млрд. долл.). Это займы у международных финансовых организаций - Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка, а также займы у российских инвесторов.
В настоящее время по степени долговой нагрузки Российская Федерация относится к государствам с умеренным уровнем долга. Недавно Россия полностью расплатилась с МВФ (февраль 2005 г.), а в августе 2005 г. расплатилась с Парижским клубом за долги бывшего СССР. Восстановлено доверие к России как к надежному финансовому партнеру. Кредитные рейтинги страны достигли инвестиционного уровня.
Федеральный бюджет на 2004 г. предусматривает профицит бюджета в сумме 83,4 млрд. руб. Это достигается за счет снижения уровня непроцентных (внутренних) расходов до 12,6% к ВВП с 13,0% в 2003 г.
Консолидированный бюджет Тульской области в 2004 году исполнен с дефицитом в сумме 177,3 млн. руб. Доходы бюджета составили 16149,5 млн. руб., в том числе 26,3% доходов составил налог на доходы физических лиц, 17,9% - налог на прибыль (доход) предприятий и организаций, 11,9% - акцизы. По расходам консолидированный бюджет области за 2004 г. исполнен в сумме 16326,8 млн. руб
С начала 2001 г. проводится новая бюджетная политика, которая регламентируется Бюджетным кодексом РФ.
В качестве главных стратегических направлений бюджетная политика предусматривает:
снижение налоговой нагрузки на экономику, в частности, уменьшение налоговых ставок, отмену неэффективных и оказывающих отрицательное влияние на экономическую деятельность налогов и льгот;
упорядочение государственных обязательств с учетом реальных возможностей бюджета и при твердой гарантии социальной поддержки наиболее нуждающимся гражданам;
концентрацию финансовых ресурсов на решении приоритетных задач. Такими приоритетами являются: обеспечение внутренней и внешней безопасности страны, совершенствование судебной системы, воспроизводство научного потенциала, развитие социальной сферы. К числу приоритетов отнесена борьба с бедностью (имеется в виду треть населения, у которого денежные доходы ниже прожиточного уровня);
снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен; поддержка предприятий, выходящих на мировой рынок с готовой продукцией высокого качества;
создание эффективной системы управления государственными финансами, в том числе перевод бюджетов всех уровней на казначейское исполнение позволяющее обеспечить контроль общества за использованием бюджетных ресурсов. Под казначейством подразумевается специальный правительственный финансовый орган, который ведает кассовым исполнением государственного бюджета. Он организует внимание доходов государства и отпускает средства на расходы, предусмотренные бюджетом.
Положительный результат новой бюджетной политики состоит в том, что достигнут бюджетный профицит. Это позволило государству полностью выполнять все бюджетные платежи, а дополнительные доходы направлять на решение первоочередных задач.
Еще статьи по экономике
Показатели статистки научно–технического прогресса России
Статистика технического прогресса, отрасль экономической статистики,
изучающая технический прогресс в народном хозяйстве, состояние и изменение
технического уровня производства и выпуска ...
Структура рынка труда. Формы безработицы
Осуществляемый
в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими
трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них
- проблема заня ...
Совершенствование оценки эффективности инвестиций
Министерством Экономического Развития на базе долгосрочного прогноза до
2020-2030 гг. выявлены пределы развития, опирающегося на наращивание экспорта
энерго-сырьевых ресурсов, вследствие ...