Характеристика критериев и факторов, влияющих на конкурентоспособность розничных торговых предприятий
Специфика розничных торговых предприятий состоит в многогранности их деятельности на рынке потребительских товаров и особой роли в экономике муниципального образования. В соответствии с ГОСТ Р. 51303-99 «Торговля. Термины и определения»
Предприятие розничной торговли - торговое предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям для их личного, семейного, домашнего использования.
Оценка уровня конкурентоспособности предприятия вызывает необходимость использовать целый ряд показателей, которые свидетельствуют о степени устойчивости положения, способности выпускать продукцию, пользующуюся спросом у потребителей и обеспечивающую ему стабильную прибыль для выполнения своих финансовых обязательств и максимально полного удовлетворения потребности потребителей.
Под критерием понимают признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо.
Показатель - данные, по которым можно судить о развитии, ходе, состоянии дел предприятия на определенный период времени, в конкретных рыночных условиях.
Поэтому основными критериями конкурентоспособности следует считать эффективность процессов купли - продажи, финансовое положение субъекта розничной торговли, качество торгового обслуживания покупателей и рыночное положение предприятия, а также сервисного обслуживания как в гарантийный период времени и послегарантийный срок, имидж предприятия, отзывы потребителей.
При этом первые два критерия характеризуют внутреннее конкурентное положение предприятия, а два других - внешнее (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 - Критерии конкурентоспособности розничного торгового предприятия
Функционирование любого предприятия осуществляется в условиях сложного взаимодействия целого комплекса факторов внешней и внутренней среды. К факторам внешней среды относятся: политика, экономика, уровень жизни населения. К факторам внутренней среды относятся: поставщики, покупатели, собственники, месторасположение предприятия, персонал, товародвижение. Бизнес - среды, поэтому важной методологической проблемой становится построение развернутой системы показателей, характеризующих на рынке конкурентное преимущество субъекта в отличие от других фирм конкурентов.
Показатели, влияющие на конкурентоспособность, сгруппированы автором в блоки, позволяющие оценивать локальные потенциалы предприятия и его конкурентные преимущества. Так, 1 блок - характеризует эффективность экономического потенциала предприятия; 2 блок - позволяет оценить финансовый потенциал экономического субъекта;
показатели 3 блока характеризуют уровень торгового обслуживания покупателей выбранного сегмента, т.е. его организационный потенциал; показатели 4 блока - определяют позиции торгового предприятия относительно важнейших конкурентов, т.е. оценивают его управленческий потенциал [24, стр. 17].
На базе рассмотрения каждого блока, как относительно обособленной системы, в работе предложена совокупность аналитических показателей и методика их преобразования в синтетические показатели, выявляющие причинно-следственные связи и степень влияния, как на локальный потенциал, так и на эффективность деятельности предприятия в целом.
Кротков А. М., Еленева Ю. Я. выделяют три уровня обеспечения конкурентоспособности предприятия :
оперативный уровень;
-тактический уровень;
стратегический уровень. [20, стр. 40]
На каждом из этих уровней обеспечения конкурентоспособности предприятия ими выделяются соответствующие критерии:
1) на оперативном уровне критерием конкурентоспособности предприятия является показатель конкурентоспособности продукции;
) тактический уровень представлен таким критерием конкурентоспособности предприятия, как комплексный показатель состояния предприятия;
) критерием конкурентоспособности предприятия на стратегическом уровне является рост стоимости предприятия.
Кроме этого, существуют ключевые характеристики состояния предприятия, влияющие на его конкурентоспособность:
Первые две характеристики относятся к оперативному уровню управления конкурентоспособностью предприятия. Третья, четвертая и пятая характеристики состояния предприятия определяют тактический уровень управления. Последние две характеристики, составляют стратегический уровень управления конкурентоспособностью. Который ориентирован на долгосрочный период вмени, формирующий краткосрочные, среднесрочные, и долгосрочные цели предприятия.
Еще статьи по экономике
Повышение эффективности производственной деятельности предприятия
Сегодня
в производственной деятельности занято значительное количество людей и
организаций. От успешной деятельности предприятия зависит развитие
конкурентоспособности всей организации. ...
Особенности потребительского выбора на рынке недвижимости Ярославской области
Выбрав тему «теория потребительского выбора», в первую очередь, хотелось
бы отметить, что рассматривать ее мы будем не только с точки зрения экономики,
так как проблемой выбора занимаютс ...
Эффективное использование основных средств производственного предприятия
На
современном этапе развития нашей страны одним из важнейших факторов развития
экономики, увеличения объемов производства продукции на промышленных
предприятиях является обеспеченность ...