Этап внедрения
Контроллинг является поставщиком информации, необходимой для функционирования системы управления на предприятии.
Система сбора контроллинговой информации опирается на существующую систему информационных потоков. Например, если необходимо собирать данные по затратам цехов еженедельно (а затем и ежедневно), но согласно заведенному порядку заборные карты по материалам попадают к экономисту раз в месяц, то скорее всего задача не будет решена. Таким образом, службе контроллинга не удастся построить свою подсистему сбора информации без учета работы остальных информационных потоков на предприятии. Поэтому система информационных потоков контроллинга должна быть органично встроена в общую систему информационных потоков предприятия, в противном случае произойдет отторжение сотрудниками предприятия навязанной им системы контроллинга, а, как известно, если множество людей что-то отвергает, внедрить это практически невозможно.
Часто сама общая система информационных потоков не выдерживает критики: документы проходят слишком медленно, никто не отвечает за документ в целом, каждый отвечает за часть документа. В таком случае не имеет смысла встраивать подсистему контроллинга, которая должна работать хорошо, в систему, которая работает плохо (тогда и система контроллинга будет работать плохо, поскольку она опирается на информацию из общей системы). Кроме того, разобравшись в системе информационных потоков предприятия можно обнаружить множество «узких мест», лишних звеньев, которые можно устранить (для этого контроллеры на предприятиях будут иметь достаточные полномочия). В рамках работы по внедрению системы контроллинга происходит перестройка и оптимизация всей системы информационных потоков (всего экономического документооборота) на предприятии. Такое толкование выходит за рамки контроллинга, но на практике придется этим заниматься для достижения удовлетворительного результата в системе собственно контроллинга. И, наконец, существует задача автоматизации бухгалтерии и других финансово-экономических служб предприятия (этим занимается отдел автоматизации).
Перед службой контроллинга на предприятии стоит задача обеспечения оперативного сбора и анализа информации по затратам в целях управления. Руководители предприятия должны получить информацию, чтобы в случае наметившихся в работе предприятия отклонений успеть принять соответствующие меры и скорректировать работу предприятия.
Персонал и сопротивление переменам
Контроллинг - новое явление в организации, поэтому его внедрение может вызвать сопротивление. Чтобы преодолеть это сопротивление, быстро добиться первых результатов, а затем утвердить на предприятии стабильно работающую систему, следует проанализировать трудности, которые могут возникнуть, их причины и средства, позволяющие им противостоять. Феномен сопротивления новому, на первый взгляд, парадоксален, но все же, общеизвестен.
Основные факторы, определяющие скорость внедрения любого нововведения, а также факторы, помогающие и мешающие быстрому внедрению контроллинга, перечислены в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Факторы, способствующие и препятствующие внедрению контроллинга на предприятии
Фактор, влияющий на скорость внедрения |
Преимущества контроллинга |
Недостатки контроллинга |
Эффект от внедрения: экономический и социальный. |
Повышение прибыльности и гибкости предприятия в краткосрочном и долгосрочном периодах. Новая возможность быстрого передвижения по службе вследствие создания отдела контроллинга (повышение статуса). |
Несовершенство существующих методов анализа; Угроза статусу групп (бухгалтерии, планового отдела и т.п.) и лиц (начальников соответствующих отделов). |
Совместимость: с корпоративной культурой; с методами информационного обеспечения управления. |
Зависит от предприятия. |
В среднем невысокая совместимость с корпоративной культурой. Низкая совместимость с традиционными системами информационного обеспечения. |
Сложность нововведения |
Простота моделей. |
Усложнение по сравнению с традиционными методиками; необходимость дополнительного обучения. |
Делимость нововведения, возможность проведения эксперимента |
Возможность начать с внедрения в одном подразделении, чтобы затем распространить опыт на все предприятие. |
Полный эффект наблюдается только после внедрения на всем предприятии в целом. |
Наглядность |
Первые результаты сразу видны руководителю. |
Полный результат появляется нескоро. |
Еще статьи по экономике
Механизм обоснования производственной программы в условиях рынка
Тема курсовой работы «Механизм обоснования производственной
программы в условиях рынка» является особо актуальной.
Актуальность темы вызвана следующими положениями:
производственная ...
Потребность и блага. Экономический вывод
Актуальность.
Хозяйственная жизнь общества основана на необходимости удовлетворять
потребности людей в различных экономических благах. В свою очередь, эти блага
производятся на базе эк ...
Статистическое изучение рынка услуг по туризму
Экономическое значение туризма как источника денежных поступлений,
обеспечения занятости населения, активизации регионального развития, фактора
реструктуризации экономики в постиндустриа ...