Как классифицируется продукция и услуги в сетевой экономике
Характер продукции сетевой экономики определяется потребностями общества в услугах информационного характера. Внедрение информационных технологий не только не отменило потребности, существовавшие в обществе традиционно, но и позволило удовлетворять их на более высоком уровне.
В краткий перечень потребностей общества в информационных услугах входят:
· долговременное хранение информации (книги, библиотеки, микрофильмы и т.п.);
· сбор (получение), хранение и предоставление информации для различных видов деятельности;
· научная и специальная профессиональная информация (картотеки литературы и специальных сведений, аннотированные списки, реферативные и библиографические сборники и т.п.);
· управленческая информация для обоснования и принятия решений (статистические отчеты, сводки показателей деятельности, паспорта объектов, справочники, своды законодательных актов, архивы и т.п.);
· коммерческая информация (списки с адресами и телефонами фирм, сведения о товарах, их ценах, производителях, отчеты о финансовом состоянии фирм, курсы валют и акций, своды законов по коммерческой деятельности, налогам, авторскому праву и т.п.);
· массовая информация (расписание движения транспорта, адреса и профиль магазинов, прогнозы погоды, адреса предприятий бытового обслуживания, адреса станций медицинской помощи, справочники, справочные службы, в том числе телефоны, объявления в средствах массовой информации (СМИ) и т.д.);
· передача (пересылка) информации (почта, телеграф, телефон, радиосвязь и т.п.);
· обработка информации по различным направлениям хозяйственной и социальной деятельности: в органах государственной статистики, в научно-исследовательских и военных организациях, министерствах и ведомствах, на предприятиях и др.
Все вышеперечисленные потребности удовлетворяются комплексом предприятий и организаций, преобладающим продуктом производства которых являются информационные услуги или средства, необходимые для создания информационных услуг (средства вычислительной техники, программное обеспечение и др.). Услуги по преобразованию информации и обеспечению доступа потребителей к ней являются основными для конечного потребителя и могут рассматриваться как информационный продукт.
В общем случае под продуктом понимается объект, имеющий вещественную форму и способный удовлетворять те или иные потребности. Продукт получается из исходного сырья или материалов путем применения тех или иных технологий. При этом свойства исходного материала исчезают, а продукт приобретает самостоятельную потребительскую ценность.
В развитых странах значительная часть предприятий сферы обработки вовлечена в рыночные отношения и выступает в качестве одного из важнейших элементов рыночной инфраструктуры по обслуживанию, реализации и развитию рыночных отношений, а также как самостоятельный специализированный сектор рынка, на котором предлагаются особые продукты и услуги. Рассмотрим более подробно информационный продукт, так как именно он составляет значительную долю продукции сетевой экономики.
Информационный продукт - информация, собранная, переработанная (обработанная), представленная в виде, удобном для пользователя, и предлагаемая на информационном рынке в качестве товара. Таким образом, информационные продукты представляют собой результаты расчетов (расчет зарплаты, плановые расчеты, научные расчеты и т.п.), различные документы, справочные данные (справочники), каталоги, реферативные сборники, статистические и аналитические отчеты, аннотированные списки и др. Вся эта продукция может иметь форму печатных документов (текстовых, графических и т.д.), машинную форму, аудиовизуальную форму и др.
Предоставление информации связано обычно с оказанием пользователю некоторых услуг по ее обработке и доступу к ней (обработка на серверах, услуги по теледоступу к базам данных (БД), просто подбор сведений по запросу потребителя и т.д.). Такого рода услуги называют информационными услугами. Они могут выступать как в овеществленной (документ, технический носитель), так и в неовеществленной форме и, как правило, неотделимы от самой деятельности по обслуживанию пользователя (например, обучение пользователя). В общем случае под услугой понимается такой вид деятельности, который не меняет натурально-вещественной формы продукта, но добавляет к его первоначальной стоимости определенную величину, которую конечный потребитель, заинтересованный в услуге, согласен оплачивать. Возможны услуги, не связанные с конкретным продуктом, но приводящие к изменению состояния лиц или объектов.
Еще статьи по экономике
Создание нового предприятия расчет экономических показателей и их обоснование
В рыночных условиях хозяйствования предприятие объективно
становится основным звеном экономики. Оно не только производит продукцию,
пользующуюся спросом на рынке, но и создает рабочие ме ...
Изучение экономического потенциала Ненецкого автономного округа
Сегодня для России одной из важнейших является проблема
самодостаточности экономического потенциала регионов. Поэтому долгосрочная
политика государственного регулирования должна быть нап ...
Эффективное использование основных средств производственного предприятия
На
современном этапе развития нашей страны одним из важнейших факторов развития
экономики, увеличения объемов производства продукции на промышленных
предприятиях является обеспеченность ...