Сущность, понятие и значение финансовых результатов, их виды. Порядок проведения анализа финансовых результатов промышленного производства
На величину прибыли и ее динамику воздействуют два фактора, как зависящие, так и не зависящие от усилий организации (рис.1.1). [10, с. 191-195]
Рис. 1.1. Классификация факторов, влияющих на величину прибыли
К внешним факторам относятся природные условия: уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, тарифов, процентов, налогов ставок и льгот, штрафных санкций, нормы амортизационных отчислений и др. Эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли.
Внутренние факторы делятся на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и, в свою очередь, могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные.
Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через «количественные» изменения: объема средств и предметов труда; финансовых ресурсов; численности персонала; фонда рабочего времени и др.
Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через «качественные» изменения: повышение производительности оборудования и его качества; ускорение оборачиваемости оборотных средств; повышение квалификации и производительности труда персонала; снижение трудоемкости и материалоемкости продукции; совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др.
К внепроизводственным факторам относятся: снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда и сбыта и др.
При осуществлении финансово-хозяйственной деятельности предприятия все эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. [10, с. 191-195]
Виды прибыли:
. Валовая прибыль, она определяется как разность между выручкой и прямыми затратами по реализованной продукции
Валовая прибыль определяется по следующей формуле:
Пв = Вп - С/с №1.1
где Вп - выручка от продажи;
С/с - себестоимость.
Выручка от продажи характеризует общий финансовый результат (валовой доход) от реализации продукции, т.е. включает в себя: выручку от реализации готовой продукции, полуфабрикатов собственного производства, работ и услуг и т.п. Как отмечает Ковалев В.В., выручка от продажи может быть определена по моменту поступления денег на расчетный счет или в кассу (кассовый метод). Или предприятие может определять выручку от реализации и финансовый результат по моменту отгрузки продукции (метод начисления). [11, с. 544]
. Прибыль от реализации определяется как разность между валовой прибылью и себестоимостью, коммерческими и управленческими расходами.
Прибыль от продаж можно рассчитать по формуле:
Пп = Вп - С/с - Кр - Ур №1.2
где Вп - выручка от продажи;
С/с - себестоимость;
Кр - коммерческие расходы;
Ур - управленческие расходы.
. Прибыль до налогообложения - сумма прибыли от продукции, основных фондов и другого имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов этих операций:
П до налогооб.= Пп+Поф+Д вн. реал-Р вн. реал №1.3
где Пп - прибыль от продаж;
Поф - сумма прибыли от основных фондов;
Д вн. реал - доходы от внереализационных операций;
Р вн. реал - расходы от внереализационных операций.
. Чистая прибыль (прибыль к распределению) определяется как сумма прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, санкций и других обязательств.
Чистая прибыль является одним из важнейших экономических показателей, характеризующих конечные результаты деятельности предприятия, она остается в полном распоряжении предприятия.
Еще статьи по экономике
Формирование эффективного механизма использования прибыли предприятия
Различные стороны производственно-хозяйственной и финансовой деятельности
предприятия находят свое отражение в системе показателей финансовых
результатов. Эту систему образуют показатели ...
Пути снижения себестоимости продукции
Себестоимость продукции - один из основных показателей, характеризующих
экономические результаты хозяйственной деятельности предприятия. Важную роль в
обеспечении повышения эффективности ...
Экономическая психология
экономическая психология поведение
деньги
Экономическая
психология - это психология субъекта хозяйственных отношений. Закономерности
психического отражения хозяйственных отношений состав ...