Анализ рынка отрасли полиэтиленовой продукции
Характерной особенностью российского рынка полиэтиленовой пленки в течение довольно длительного времени является превышение предложения в данной товарной группе над платежеспособным спросом, особенно в периоды так называемого «межсезонья». Именно этот фактор является наиболее важным в вопросе формирования цен на полиэтиленовую пленку.
В течение года существуют два периода повышения спроса на сельскохозяйственную пленку: с середины марта по май и с октября по ноябрь.
По данным трейдеров, ситуация с ценой на полиэтиленовую пленку остается стабильной уже в течение 2,5-3 лет. В зависимости от сезонного спроса, колебания цен на полиэтиленовую пленку уже в течение 3 лет остаются в пределах 8,5-9 % для оптовых цен и 8-8,5 % для розничных цен.
Реальная оптовая цена (без учета транспортных затрат) на полиэтиленовую пленку сельскохозяйственного, строительного или общетехнического назначения в период сезонного повышения спроса составляет 25 тыс. руб./т; при отсутствии массовых закупок пленки сельскохозяйственными организациями и строителями оптовая цена снижается до 23 тыс. руб./т.
Розничная цена на полиэтиленовую пленку (также без учета затрат на транспортировку) в период повышения сезонного спроса - 27 тыс. руб./т, в периоды межсезонья цена на пленку снижается до 25 тыс. руб./т. Если сезон на покупку пленки оказался более коротким, например, по причине неожиданных колебаний температуры воздуха или режима выпадения осадков, и розничная торговля вынуждена снижать цену на пленку до 25 тыс. руб./т ранее намеченного срока, фактически розничная торговля оказывается на грани убыточности, в лучшем случае - практически нулевой прибыли.
Зачастую единственным способом поддержания прибыли в розничной торговле полиэтиленовой пленкой является маневрирование между оптовой продажей пленки на вес (в тоннах) и розничной продажей погонными метрами. Соответствующим образом осуществляется пересчет цены на пленку в зависимости от ширины, количества сложений и толщины пленки. При этом если ширину пленки можно легко замерить, то толщину пленки, заявляемой розничным торговцем, проверить в условиях строительного или сельскохозяйственного рынка довольно затруднительно.
Именно розничная торговля полиэтиленовой пленкой несет наибольшие убытки как от качества самой пленки, так и от качества ее намотки. В случае наличия дефектов намотки, например, «зажеванности», неравномерности намотки, продавец вынужден бракованные участки пленки сбывать по более низкой цене (что удается далеко не всегда) или списывать на убытки (что обычно и происходит). Именно постоянная опасность обнаружения дефектов в рулоне пленки и заставляет розничную торговлю удерживать цены на уровне на 1,5-2 % выше, чем это могло бы быть в случае стабильного поступления на рынок пленки высокого качества.
Загрузка машин
Как показывает анализ использования оборудования для производства полиэтиленовой пленки, средний коэффициент загрузки технологических линий не превышает 45 %. Безусловно, существуют предприятия, главным образом в Центральном регионе, на которых эксплуатируемое оборудование используется с более высокой загрузкой - до 80 %. Вместе с тем, большое количество предприятий эксплуатируют линии менее чем на 10 %. Нельзя не принимать во внимание, что ежегодно в Россию ввозится несколько десятков экструдеров различной модификации и полнокомплектных технологических линий по выпуску полиэтиленовой пленки различных видов. Постоянно увеличивающийся парк оборудования приводит к снижению его удельной нагрузки и одновременно увеличивает долю затрат на оборудование в себестоимости пленки. В результате сформировавшаяся в современных условиях рынка цена на полиэтиленовую пленку становится все менее эффективной и не может быть снижена. Однако в ряде случаев существенные скидки помогли бы реализовать скопившиеся у производителей запасы пленки в межсезонье и дать стимул к увеличению производства. Повышение сезонного спроса на полиэтиленовую пленку не всегда приводит к активному росту производства. Зачастую в период сезонного спроса происходит увеличение объемов продажи за счет реализации складских запасов, скопившихся в предыдущий период.
Еще статьи по экономике
Экономическая эффективность организационно-технического мероприятия по повышению дебита скважин
Повышение дебитов скважин - основная задача, которую
постоянно решают специалисты на разрабатываемых месторождениях. Для этого
используют различные мероприятия по воздействию на пласт и ...
Финансовая система и финансовая политика государства
Финансы - неотъемлемый элемент рыночной экономики. Надежная финансовая
система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной
экономики, а также необходимой пред ...
Кластеры и их роль в экономике Республики Казахстан
Кластер - сконцентрированная на некоторой территории группа
взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и
специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследова ...