Экономические теории и модели потребительского выбора
Модель поведения потребителя
Обычно деятели рынка учились понимать своих потребителей в процессе повседневного торгового общения с ними. Однако рост размеров фирм и рынков лишил многих распорядителей маркетинга непосредственных контактов со своими клиентами. Управляющим приходится все чаще прибегать к исследованию потребителей. Они тратят больше, чем когда-либо раньше, на изучение потребителей, пытаясь выяснить, кто именно покупает, как именно покупает, когда именно покупает, где именно покупает и почему именно покупает.
Основной вопрос: как именно реагируют потребители на разные побудительные приемы маркетинга, которые фирма может применить? Фирма, по-настоящему разобравшаяся в том, как реагируют потребители на различные характеристики товара, цены, рекламные аргументы и т.п., будет иметь огромное преимущество перед конкурентами.
Именно поэтому и фирмы и научные работники тратят так много усилий на исследование зависимостей между побудительными факторами маркетинга и ответной реакцией потребителей. Отправной точкой всех этих усилий является простая модель, представленная на рисунке 2.
Рисунок 2. Простая модель покупательского поведения
В ней показано, что побудительные факторы маркетинга и прочие раздражители проникают в "черный ящик" сознания покупателя и вызывают определенные отклики (предпочтет либо не предпочтет товар).
На таблице 1 эта же модель представлена в развернутом виде. В левом прямоугольнике - побудительные факторы двух типов. Побудительные факторы маркетинга включают в себя четыре элемента: товар, цену, методы распространения и стимулирования. Прочие раздражители слагаются из основных сил и событий из окружения покупателя; экономической, научно-технической, политической и культурной среды. Пройдя через "черный ящик" сознания покупателя, все эти раздражители вызывают ряд поддающихся наблюдению покупательских реакций, представленных в правом прямоугольнике: выбор товара, выбор марки, выбор дилера, выбор времени покупки, выбор объема покупки.
Таблица 1. Развернутая модель покупательского поведения
|
Побудительные факторы маркетинга |
Прочие раздражители |
«Черный ящик» сознания покупателя |
Ответные реакции покупателя | |
|
· Товар · Цена · Методы распространения · Стимулирование сбыта |
· Экономические · Научно-технические · Политические · Культурные |
Характеристики покупателя |
Процесс принятия решения покупателя |
· Выбор товара · Выбор марки · Выбор дилера · Выбор времени покупки · Выбор объекта покупки |
Задача деятеля рынка - понять, что происходит в "черном ящике" сознания потребителя между поступлением раздражителей и проявлением откликов на них. Сам "черный ящик" состоит из двух частей. Первая - характеристики покупателя, оказывающие основное влияние на то, как человек воспринимает раздражители и реагирует на них. Вторая часть-процесс принятия покупательского решения, от которого зависит результат.
Еще статьи по экономике
Региональная политика стран Европейского Союза и России
Развитие
любого общества всегда связано с определенной территорией.
Изучением
пространственных аспектов развития общества занимается множество наук, а именно
география, демография, с ...
Систематизация теоретических аспектов системы поиска резервов повышения интенсификации и эффективности производства и выявление направлений совершенствования использования производственного потенциала
В
рыночных условиях предприятиям для получения максимальной эффективности от
использования достижений современной техники, науки и передового опыта в
производстве требуется не только св ...
Эффективность деятельности ООО Флюгер
Актуальность
данной работы в том, что с переходом экономики государства РФ на основы
рыночного хозяйства усиливается много аспектные показатели прибыли.
Акционерное, арендное, частное и ...