Сущность и функции государственного кредита
Аналогичные тенденции имеют место и в движении денежных средств предприятий и организаций [3].
В соответствии с Конституцией России (ст. 71) денежно-кредитная политика находится в ведении федерального центра. Федеральная денежно-кредитная политика является системообразующей по отношению к регионам. Вместе с тем региональная денежно-кредитная политика имеет существенные особенности. Как часть экономической политики Правительства России и ЦБ РФ она представляет собой совокупность мер по созданию условий для стабильного функционирования региональной экономики путем обеспечения ее кредитными ресурсами.
Субъектами денежно-кредитной политики на региональном уровне являются региональные банки и органы государственной власти. В то же время при отсутствии полномочий в денежно-кредитной сфере региональный уровень власти реализует эту политику косвенно с использованием в основном кредитно-финансовых инструментов наряду с общефедеральными инструментами денежно-кредитной политики.
Региональные органы власти (Санкт-Петербург, Республика Коми и другие субъекты РФ) используют следующие инструменты кредитной и финансовой политики:
бюджет развития;
- бюджетный кредит;
налоговый кредит;
инвестиционный налоговый кредит: дифференцированные ставки и налоговые льготы банкам региональные ценные бумаги;
государственные гарантии банковским кредитам;
различные формы взаимодействия органов власти и банков;
ипотечное кредитование [5].
Государственный кредит бывает нескольких видов, что обусловлено рядом факторов:
кем являются кредитополучатель и кредитор;
причинами, по которым государство мобилизует средства;
местом получения кредита;
формой оформления кредита;
методами привлечения денежных ресурсов и способами их возврата;
сроками погашения государством своих обязательств;
степенью риска кредитора и кредитополучателя.
В зависимости от характеристики кредитополучателя государственный кредит бывает централизованным и децентрализованным. В первом случае в качестве кредитополучателя выступают Совет Министров и его центральный финансовый орган (Министерство финансов), во втором - местные органы власти.
По месту получения государственный кредит существует в форме: внутреннего и внешнего (рис. 1).
Рис. 1. Система источников государственных финансов
Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам - все это способствует интенсивному развитию международного государственного кредита.
Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах:
- государственные займы;
- обращение части вкладов населения в государственные займы;
- заимствование средств общегосударственного ссудного фонда;
- казначейские ссуды;
- гарантированные займы.
Международный государственный кредит для страны-получателя средств является источником расширения ее возможностей по ускорению социально-экономического развития, упрочнению ее финансового положения. В сфере международных экономических отношений государственный кредит - это рычаг укрепления международного сотрудничества.
Международный государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов [3].
В систему государственных кредитных отношений включается также условный государственный кредит. Органы власти предоставляют государственные и муниципальные гарантии и поручительства нижестоящим уровням бюджетной системы и юридическим лицам под долгосрочные целевые кредиты, внешние займы и др. Необоснованная выдача гарантий и поручительств может вести к увеличению государственного долга, т.к. это пролонгированные финансовые обязательства.
Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.
Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции:
Еще статьи по экономике
Хозяйственная деятельность предприятия КУП Ивановский РКБО
Во
время практики, проходившей в КУП «Ивановский РКБО», необходимо было
рассмотреть и изучить трудовые ресурсы предприятия и анализ их использования.
Производственная
практика предо ...
Инвестиционная стратегия и исследование инвестиционных проектов
Сегодня главной целью в экономике России является
экономический рост. Но чтобы получить положительный финансовый результат,
необходимы финансовые ресурсы. Вот здесь и приходят на помощь ...
Структура рынка труда. Формы безработицы
Осуществляемый
в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими
трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них
- проблема заня ...