Антимонопольное регулирование
Современная конкуренция является регулируемой, причем регулирование ее экономическим центром выступает одним из необходимых компонентов социально-экономического согласования интересов участников деловых отношений. Регулирование конкуренции центром подчинено главной задаче - недопущению монополизации рынка фирмами. Оно включает методы административного и нормативно-ориентирующего регулирования.
Административное регулирование основывается на противодействии недобросовестной конкуренции, монополистической преактике и монополизации экономики путем издания законодательных актов и контроля за их соблюдением со стороны государства. Первый акт такого рода был принят в 1889 году в Канаде, однако более известен закон Шермана, принятый в 1890 году Конгрессом США. Это закон, направленный на защиту промышленности и торговли от незаконных слияний и монополий. Антимонопольное регулирование США, естественно, не ограничивается законом Шермана. Антимонопольное законодательство сейчас принято во всех странах с рыночной экономикой. Сегодня можно говорить о двух типах антимонопольного законодательства: американском и западно-европейском.
Американский тип противодействует любой форме монополистического сговора или союза. Западно-европейский тип более либеральный. В нем объектом противодействия выступают не всякие монополии, а лишь те, которые существенно ограничивают возможность соперничества в определенном секторе рынка.
Выделяют антитрестовскую и антикартельную направленность законодательства.
Антитрестовские законы противодействуют объединениям, в рамках которых происходит полная утрата самостоятельности входящих в объединение фирм.
Антикартельные законы противодействуют различным сговорам фирм.
Запрещая союзы и сговоры, антимонопольные законы стимулируют не только конкуренцию, но и диверсификацию производства.
Во многих странах применяются законы, ограничивающие недобросовестную конкуренцию. К недобросовестной конкуренции относятся:
1) самовольное использование чужого товарного знака, фирменного наименования, марки товаров;
2) распространение ложных сведений, или представление точных сведений в извращенном свете, способном нанести ущерб репутации и кредитоспособности конкурентов;
) некорректное сравнение товаров при рекламе;
) оказание влияния на решение конкурента с целью приобретения преимущества над ним;
) приобретение коммерческой тайны конкурента без его согласия; самовольное использование или разглашение конфиденциальной информации;
) введение в заблуждение потребителей относительно качества потребительских свойств, способа и места изготовления товара;
) обман потребителей.
К методам монополистической практики относятся:
) навязывание партнерам дискриминационных условий контрактов;
) изъятие товаров из обращения, а также ограничение или прекращение производства товаров для создания искусственного дефицита;
) предварительный сговор об искусственном снижении, повышении или поддержании цен;
) навязывание покупателям принудительного ассортимента товаров в качестве условий реализации;
) предварительный сговор об отказе вести дела с потенциальными партнерами;
) совмещение руководящих постов одними и теми же лицами в двух или более фирмах, производящих или продающих аналогичные товары.
Противодействие монополизации экономики выражается в формах запретов на ведение производственно-коммерческой деятельности, в разукрупнении фирм, их реорганизации, разделении вплоть до ликвидации. В каждой стране определяются свои параметры монополизации, однако во многих странах понимается фирма, имеющая 40 или более процентов доли рынка.
В России законом, регулирующим конкуренцию, является принятый в марте 1991 года закон «О конкуренции и ограничении монополистической конкуренции на товарных рынках». Этот закон является синтетическим, в нем предусмотрены антитрестовские и антикартельные положения, меры противодействия недобросовестной конкуренции. Этот закон имеет достаточно жесткий характер, что оправдано, учитывая уровень монополизации российской экономики. В соответствии с этим законом создан специальный орган - Федеральная антимонопольная служба с территориальными управлениями во всех субъектах Российской Федерации. Эта служба получила полномочия на ведение дел по случаям нарушения антимонопольного законодательства. Антимонопольная служба имеет право закрывать, разделять и разукрупнять предприятия.
Важнейшей функцией службы также является стимулирование предпринимательства.
К методам нормативно-ориентирующего воздействия относятся правительственные заказы, налоговые льготы, государственные субсидии. Используя эти рычаги, государство имеет возможность влиять на интенсивность конкуренции. Главная черта нормативно-ориентирующего регулирования конкуренции - стимулирование предпринимательской активности.
Еще статьи по экономике
Теория, практика и российская действительность безработицы
Рынок труда занимает одно из важных мест в системе рыночных отношений
России. На протяжении многих лет, на нем сталкиваются интересы, как
трудоспособных граждан, так и работодателей, пре ...
Сущность и особенности проявления кризиса планово-распределительной системы (на примере СССР)
Возникновение в России в начале ХХ века социалистического строя принесло
с собой переход на планово-распределительную систему управления экономикой.
Просуществовав 60 лет, эта система из ...
Конкуренция в системе предпринимательства
Сегодня
недостаточно
одного понимания потребителей. Наступило время напряженной конкуренции на всех
рынках. Экономика многих стран все меньше регулируется государством, которое
поощряе ...