Использование целевых программ в деятельности службы занятости населения
Одним из таких ключевых экономических инструментов является программно-целевой метод, условия применения которого полностью соответствуют специфике переходного периода и позволяют рассматривать его в качестве одного из основных методов осуществления качественных изменений социально-экономической ситуации как на государственном, так и на региональном и муниципальном уровнях (29, с. 117).
Особая роль целевых программ в сфере занятости определяется тем, что рынок труда не всегда позволяет в полной мере мобилизовать дополнительные финансовые и материальные ресурсы для развития регионов. Успешно решая задачи использования ресурсов, он довольно плохо справляется с задачами их воспроизводства, требующими большей продолжительности инвестиционного цикла. Поэтому все, что связано с приданием рынку труда поступательной целевой динамики в условиях дискретности крупных народнохозяйственных проблем, естественным образом «ложится» на программы (33).
На этапе выхода из кризиса особенно важное значение приобретает потенциал программного метода, его способность мобилизовать ресурсы на решение таких проблем, которые еще не вошли в структуру интересов сложившихся звеньев экономики и поэтому не могут быть решены в рамках их традиционного функционирования.
Преимущества программно-целевого метода управления занятости населения регионов характеризуются в целом следующими принципиальными особенностями (26, с. 70):
индикативным характером программ, сроки реализации которых находятся в прямой зависимости от обеспеченности программ необходимыми материальными и финансовыми ресурсами;
системным характером основных целей и задач программы по решению сложных комплексных проблем развития сферы занятости;
обеспечением единства методологических и методических подходов к решению задач развития занятости регионов;
способностью концентрировать ограниченные материальные и финансовые ресурсы на решение принципиальных вопросов развития сферы занятости региона, от которых зависит поступательное развитие экономики и рост жизненного уровня населения;
потенциальной возможностью обеспечения общественного контроля при формировании целей и задач программного развития и использовании финансовых ресурсов (экспертиза, формирование межведомственных комиссий по их реализации и др.).
Таким образом, программно-целевой метод представляется наиболее целесообразным и эффективным способом осуществления мер для стабилизации рынка труда области.
Противоречивость и сложность процессов занятости определили вариантный поиск подходов к ее регулированию. Необходимо реализовать комплексный подход к развитию занятости как целостной системы, объединяющей социально-экономические процессы, протекающие в сферах труда, образования, культуры, экологии, а также увязать социальные цели и задачи управления занятостью с ресурсами всех видов, используемых для их реализации (25, с. 74).
Этот подход, как правило, применяют авторы при разработке целевых программ содействия занятости населения. Система целей разработки программ содействия занятости представлены, как правило, в следующем виде: снижение угрозы возникновения массовой безработицы, повышение уровня и формирование эффективной структуры занятости населения связаны с обеспечением правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики; научно-методическим обеспечением поддержки системы занятости; снижением уровня массовых высвобождений; повышением качества рабочей силы; поддержкой и развитием новых видов занятости; целевой поддержкой рабочих мест для неконкурентноспособных граждан; развитием профессиональной и территориальной мобильности населения; формированием рациональных пропорций занятости в экономике; снижением уровня непродуктивной занятости; совершенствованием информационной поддержки развития системы рабочих мест; развитием городского центра занятости населения.
Выводы по Главе I
. Федеральные целевые программы - это ориентир деятельности службы занятости населения. Они представляют собой основополагающие документы, конкретно устанавливающие, кто, что, когда, где и каким образом должен делать на федеральном и на региональном уровне, и направленные на решение конкретных крупных проблем.
. Программно-целевая деятельность представляет систему намечаемых, подлежащих осуществлению мер, действий, проведение которых призвано обеспечить достижение единой, заранее поставленной цели. Определенная подобным образом программно-целевая деятельность имеет формы, получившие название «программно-целевое планирование», «программно-целевое управление», «социально-экономическое программирование».
Еще статьи по экономике
Экономическое учение Маркса
Карл Маркс (1818-1883) родился в Германии, окончил Берлинский
университет, где изучал право, историю, философию и теорию искусства. Получил
степень доктора философии. В течение 40 лет К. ...
Методология статистического исследования депопуляции населения
В
последние годы в Российской Федерации сформировалась крайне неблагоприятная
демографическая ситуация, одной из основных характеристик которой является
сокращение численности населения ...
Исследование производственной мощности предприятия
Сложившееся на сегодняшний день социально-экономическое положение
в стране свидетельствует о низком техническом уровне промышленного
производства, являющимся серьезным препятствием для р ...