Сравнительный анализ антимонопольного регулирования в России и развитых странах
Для проведения сравнительного анализа необходимо разделить систему антимонопольного на отдельные составляющие.
1. Законодательная и правоприменительная системы
Правовая система США в основном базируется не на законах, а на судебной практике, что также применимо и к антимонопольному регулированию. Законы содержат лишь общие положения и правила, а основная нагрузка ложиться на судебную систему, которая генерирует окончательное решение. Данная система в корне отличается от российской, так как для ее успешного функционирования необходимо фактическое и эффективное разделение власти. Подобная практика гарантирует высокое качество принимаемых решений в связи с тем, что каждое дело рассматривается в контексте рыночной ситуации, и монополизация допускается в случаях, когда это приводит к увеличению эффективности производства в отрасли. Однако, эта система требует значительных затрат на делопроизводство. В России действует система аналогичная европейской, которая подразумевает верховенство закона над судебным решением. В российской практике американский подход невозможен в связи с неразвитостью судебной системы.
2. Система антимонопольного регулирования
Система антимонопольного регулирования в США представлена двумя органами: министерством юстиций и ФТК, которые имеют широкий круг полномочий для борьбы с монополизмом.
В России существует один орган, который осуществляет антимонопольное регулирование. В большинстве европейских стран система антимонопольного регулирования состоит из двух элементов. В Германии основным органом, осуществляющим контроль над действием предприятий, занимающих монопольное положение, является Федеральное управление по делам картелей.
Работу по антимонопольному регулированию во Франции возглавляет министр по делам экономики при содействии Совета по делам конкуренции.
3. Нарушения антимонопольного законодательства.
Во всех развитых странах антимонопольные законы нарушаются коммерческими фирмами, которые хотят обрести монопольную власть и получить сверхприбыль.
В России сложилась совершенно иная ситуация. Ключевое место занимают нарушения с участием властных структур. Данный факт является крайне настораживающим, он в основном свидетельствует о том, что органы власти также вовлечены в экономические отношения, имея при этом значительные преимущества перед предпринимателями (рисунок ). Это рождает коррупцию и системное нарушение конкурентных взаимоотношений.
Источник: Отчет ФАС 2009г.
4. Система штрафных санкций за нарушение антимонопольных законов
Штрафные санкции могут быть выражены в двух формах:
· В виде фиксированной суммы денежных единиц;
· В виде процента от выручки или оборота компании за предшествующий год.
Относительная система, применяемая во многих странах, имеет ряд преимуществ, и основным среди них является изменение суммы штрафа в зависимости от размера фирмы. Значения штрафов находятся на уровне от 1 до 10 или 15 процентов. Штрафные санкции находятся на таком уровне, который неизбежно приводит фирму к банкротству, то есть никакая выгода от нарушения закона не может покрыть штраф, в случае привлечения к ответственности.
Еще статьи по экономике
Региональная политика стран Европейского Союза и России
Развитие
любого общества всегда связано с определенной территорией.
Изучением
пространственных аспектов развития общества занимается множество наук, а именно
география, демография, с ...
Планирование общественного производства с учетом структурного сдвига отрасли
Опыт экономически развитых стран показывает, что
рыночное саморегулирование без участия государства приводит к серьезным
деформациям и провалам в социально-экономических процессах. Госуд ...
Основной капитал, его воспроизводство, инвестиционная и амортизационная политика в условиях НТР
Целью работы является определить значение основного капитала в
деятельности предприятия, определить факторы его эффективности и использования.
А так же исследование амортизационной и инв ...