Сущность монополий
Как и в условиях совершенной конкуренции оптимальный для фирмы объем производства достигается в точке равенства предельного дохода и предельных издержек (MR=MC), но если в условиях совершенной конкуренции цена равна предельному доходу (P=MR), то в условиях несовершенной конкуренции предельный доход становится меньше цены единицы продукции (MR<P). Поэтому если в условиях совершенно конкурентного рынка равновесие фирмы достигается в точке равенства предельного дохода предельным издержкам и цене единицы продукции (P=MR=MC), то в условиях монополии при максимизации прибыли фирма выпускает такой объем производства, при котором равенство предельного дохода и предельных издержек достигается при более высокой цене по сравнению с условиями совершенной конкуренции (P>MR=MC). В условиях монополии фирма всегда стремится к получению экономической прибыли. Поэтому оптимальным для монополии соотношением цены и средних издержек является превышение цены единицы продукции над издержками на производство этой единицы продукции (P>AC), что свидетельствует о возможности получения фирмой экономической прибыли.
Таким образом, развернутая формула равновесия в условиях монополии выглядит так:
P>MR=MC<AC
Она характеризует ситуацию, при которой фирма- монополист выбирает такой объем производства и цену, при которых возможно получить наибольшую массу прибыли.
Экономическая эффективность монополий.
Считается, что существование монополии (если она не является естественной монополией) снижает экономическую эффективность отрасли. В доказательство этому приводятся следующие аргументы:
. Если действие эффекта масштаба при расширении деятельности фирмы невелико (например, в розничной торговле), то объем производства устанавливается ниже, чем в условиях конкуренции, а цена выше. При этом большая часть доходов потребителей расходуется на покупку товара производителя- монополиста за счет сокращения потребления других товаров.
Эффектом масштаба называют эффект, связанный с изменением стоимости единицы продукции в зависимости от размеров предприятия - его масштаба. Рассматривается в долгосрочном периоде. Обычно речь идёт о снижении затрат на единицу продукции при укрупнении производства [википедия].
На рис.1 показано, что при монополизации отрасли общий выпуск продукции сокращается, а цена увеличивается. Так, если в условиях совершенной конкуренции оптимальный объем производства устанавливается в точке Qc, при этом MR=MC=Pc, а если отрасль монополизируется, условия равновесия меняются: при равенстве предельных издержек предельному доходу объем производимой продукции становится меньше (Qm), а цена выше (Pm).
. Являясь единственным продавцом на рынке, монополист не так сильно стремится к снижению производственных издержек, улучшению качества продукции. У него также нет стимула для использования более современных технологий. Поэтому монополизированная отрасль медленнее развивается, чем конкурентная.
3. В условиях чистой монополии спрос становится неэластичен по цене, монопольная власть фирмы на рынке возрастает. Если фирма пользуется монопольной властью на рынке, устанавливает высокие цены на продукцию и сокращает выпуск, то тормозится развитие смежных отраслей и, в конечной итоге, экономики в целом.
Эластичность спроса по цене - мера реагирования спроса на товар на каждый процент изменения его цены [Николаева].
. Монополия может сама препятствовать вхождению новых фирм в отрасль, используя рычаги нечестной конкуренции, т.е. силовое давление, сговор с деловыми партнерами с целью не допустить на рынок новую фирму-конкурента.
Еще статьи по экономике
Инвестиционная политика предприятия (на материалах ОАО Автоагрегат)
Изучение вопросов и задач инвестирования всегда
находилось в центре внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что
инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной дея ...
Оценка стоимости земельного участка
Земля, как объект рыночных отношений, занимает уникальное положение во всей системе предпринимательской деятельности людей и общества в целом. Земельные отношения выражают отношения между органами гос ...
Кредит и кредитная система
Кредит,
как форма общественных отношений является важным элементом современной
экономики. Использование кредитов в различных формах при соблюдении сторонами
кредитных договоренностей по ...