Монополия и конкуренция
Важнейшим фактором эффективного развития рыночной экономики страны является конкуренция.
Конкуренция (
concurrentia
- столкновение, от
concurrere
- сталкиваться) - экономическое состязание на рынке за покупателя, за более выгодные условия хозяйствования, долю рынка и прибыли, получение конкретного заказа [Николаева, 559].
В Федеральном законе «О защите конкуренции» в статье 4 дается следующее определение:
Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке [ФЗ о защите конкуренции];
Австрийский экономист Й.Шумпетер определял конкуренцию как борьбу нового со старым. Нобелевский лауреат Ф. Хайек трактовал конкуренцию как процедуру открытия. Он считал, что в процессе конкуренции открываются неиспользованные возможности более эффективного производства товаров, новые ранее недоступные данные о ресурсах, технологиях, предпочтениях.
Рассматривая конкуренцию с точки зрения ее характера, различают совершенную и несовершенную конкуренцию
Совершенная конкуренция - это экономическая ситуация, в которой никакая отдельная единица, выступающая в качестве покупателя или продавца, не может воздействовать на рыночную цену покупаемого или продаваемого товара [ Николаева, стр.133].
Совершенная конкуренция характеризуется следующими чертами:
1) число фирм на рынке очень большое;
2) тип производимого продукта стандартизированный;
) контроль над ценами отсутствует;
) условия вступления легкие, препятствий нет.
В условиях совершенной конкуренции ни одна из фирм не имеет возможности влиять на уровень рыночных цен, так как любое решение фирмы о повышении или понижении цены не сказывается на цене рыночного равновесия. В реальной экономике число фирм может быть невелико, а большая часть рынка обслуживается несколькими крупными фирмами. Сокращение количества рыночных субъектов приводит к возможности отслеживания поведения конкурентов и различных соглашений между ними. Такие соглашения могут касаться совместной ценовой политики или раздела рынков. Контроль над ценами может быть обеспечен за счет сговора этих фирм между собой с целью поддержания определенного уровня цен в течение договоренного срока. Подобные действия противоречат условиям свободной конкуренции и ущемляют интересы покупателей.
Несовершенная конкуренция - это экономическая ситуация, в которой не соблюдается хотя бы один из признаков несовершенной конкуренции. Фирма в роли несовершенного конкурента обладает определенной властью над ценой. Таким образом, основное отличие совершенной конкуренции от несовершенной касается характера ценообразования, отсутствия или наличия определенной власти над ценой.
Рынки, на которых не выполняются условия совершенной конкуренции и производители могут воздействовать на рыночные цены, называются рынками несовершенной конкуренции [Николаева, 162].
Такие рынки неоднородны и состоят из трех типов:
· рынок чистой монополии,
· рынок олигополии,
· рынок монополистической конкуренции.
Противоположностью совершенной конкуренции является рынок чистой монополии.
В условиях монополии фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей. Как правило, при чистой монополии существуют непреодолимые барьеры для вхождения в отрасль. Монополия, будучи единственным продавцом, лишает потребителя возможностей выбрать продавца с наилучшими условиями продажи.
Разновидностью монопольного рынка является рынок монопсонии, когда монополистом является покупатель.
Например: Производством военной техники может заниматься несколько независимых предприятий, единственным потребителем продукции которых выступает государство. В этом случае продавец не имеет возможности лучшего выбора покупателя.
Кроме того, может существовать и двухсторонняя монополия, когда каждый субъект торговой сделки - как продавец, так и покупатель - является монополистом.
Еще статьи по экономике
Пути снижения себестоимости продукции
Себестоимость продукции - один из основных показателей, характеризующих
экономические результаты хозяйственной деятельности предприятия. Важную роль в
обеспечении повышения эффективности ...
Формирование эффективного механизма использования прибыли предприятия
Различные стороны производственно-хозяйственной и финансовой деятельности
предприятия находят свое отражение в системе показателей финансовых
результатов. Эту систему образуют показатели ...
Теория, практика и российская действительность безработицы
Рынок труда занимает одно из важных мест в системе рыночных отношений
России. На протяжении многих лет, на нем сталкиваются интересы, как
трудоспособных граждан, так и работодателей, пре ...