Стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятий
Согласно исследованиям М.Е. Портера [38, стр. 47] состояние конкурентоспособности на каждом рынке можно охарактеризовать пятью конкурентными силами, можно представить в виде таблицы 1.4.
Таблица 1.4 - модель 5 сил конкуренции М.Е. Портера
№ |
Название силы |
1 |
Соперничество между конкурирующими продавцами одной отрасли |
2 |
Конкуренция со стороны товаров - заменителей |
3 |
Угроза входа в отрасль новых конкурентов |
4 |
Экономические возможности и торговые способности поставщиков |
5 |
Экономические возможности и торговые способности покупателей |
Анализируя данную модель можно сделать следующий вывод. Состояние каждой силы, и их совместное воздействие определяют возможности конкретной фирмы в конкурентной борьбе.
Наиболее сложным при определение стратеги конкурентоспособности фирмы является выявление характера конкурентного преимущества фирмы по сравнению с другими фирмами [38, стр. 53]
В зависимости от роли, которую фирма играет на целевом рынке, она может быть отнесена к одному из четырех типов: лидер, претендент на лидерство, последователь и обитатель ниши.
Стратегии лидеров рынка свою очередь включают в себя стратегии расширения рынка (проникновение на рынок, создание нового сегмента рынка, географическая экспансия, поиск новых способов применения продукта, увеличение интенсивности использования продукта), стратегии защиты доли рынка и стратегию расширения доли рынка.
Усилия предпринимаемые лидирующей компанией для увеличения размеров рынка, сопровождаются мероприятиями по защите принадлежащей ей доли от атак конкурентов.
В настоящее время компания имеет возможность использовать шесть оборонительных стратегий:
. Позиционная оборона - построение неприступных фортификационных сооружений на границах своей территории (приобретение других фирм и диверсификация производства).
. Защита флангов - концентрация «боеспособных частей» на наиболее уязвимых участках границы (вывод на рынок новой продукции).
. Упреждающие оборонительные действия - опережение конкурирующих сил противника - упреждающий удар.
. Контратака - тактика встречного боя, вторжение на основную территорию противника, экономическая или политическая блокада конкурента (снижение цен на некоторые виды продукции и повышение их на другие товары, лоббирование невыгодных конкуренту политических решений).
. Вынужденное сокращение - стратегический отход, концентрация ресурсов на перспективных направлениях, консолидация конкурентоспособных производств и сосредоточение на выполнении четко поставленных задач.
Суть стратегий претендентов на лидерство предполагает наступление на позиции лидера рынка, что достаточно рискованно, и атаку близких по размерам конкурентов, которые не справляются с удовлетворением потребностей покупателей, имеют сложное финансовое положение.
Наступательные стратегии включают в себя:
фронтальное наступление - атака направлена одновременно на компании-конкурента, его рекламу, цены и систему распределения.
фланговая атака - осуществляется по двум направлениям географическому и сегментационному. Географическая атака - активизация в регионах.
Сегментационная - определение нужд потребителей, неудовлетворенных доминирующей на рынке компанией.
стратегия окружения противника - попытка захвата большей части территории.
обходной маневр - нападение на наиболее доступные рынки. Данная стратегия имеет три составляющие - диверсификация продукции, географическая диверсификация рынков и внедрение новых технологий.
стратегия партизанской войны - проведение диверсий, обращение в суды, избирательное снижение цен, интенсивное продвижение товаров.
Претендующая на роль лидера компания должна преобразовать общую наступательную стратегию в ряд конкретных действий по расширению доли рынка:
Еще статьи по экономике
Экономические расчёты на предприятии
Планирование и управление экономической деятельностью
предприятия тесно связаны между собой следующими общими функциями
производственного менеджмента: выбор целей, определение ресурсов, ...
Инвестиционная стратегия и исследование инвестиционных проектов
Сегодня главной целью в экономике России является
экономический рост. Но чтобы получить положительный финансовый результат,
необходимы финансовые ресурсы. Вот здесь и приходят на помощь ...
Оценка интеллектуальной собственности
По мере развития экономики, внедрения новых технологий и выпуска наукоемкой продукции, объекты интеллектуальной собственности (ОИС) становятся одной из наиболее важных составных частей активов предпри ...