Методики по оценке конкурентоспособности предприятия
Таблица 1.3 - SWOT-анализ конкурентоспособности предприятия
Внутренняя Внешняя среда среда |
Сильные стороны: узкая специализация; малые транспортные расходы |
Слабые стороны: нехватка денежных средств для расширения производства |
Возможности: сохранение старых позиций на завоеванном рынке |
Направленность стратегии: повышение конкурентоспособности предприятия |
Направленность стратегии: использовать преимущества узкой специализации |
Внешние факторы: ввоз импортных продуктов |
Направленность стратегии: воздействие внешних факторов возможно нейтрализовать посредством уменьшения затрат на транспортировку |
Направленность стратегии: быстрая доставка продукции до потребителя |
Таким образом, можно, сделать следующий вывод, при SWOT-анализе происходит сравнение сильных и слабых сторон, выявление существующих проблем, а так же возможностей и угроз предприятия, принять меры по устранению выявленных недостатков.
9) построение «гипотетического многоугольника конкурентоспособности» - данный метод предполагает оценку конкурентоспособности предприятия по восьми факторам важным для розничных торговых предприятий:
- концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;
качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;
цена товара с возможной наценкой;
финансы - как собственные, так и заемные;
торговля - с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;
послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;
внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением;
Предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но выявить наличие брака перед выкладкой товара в торговом зале предприятия, чтобы некачественный товар не попал в руки потребителей, и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности. [17, стр. 16]
Оценка возможностей предприятия по этим факторам позволяет построить «гипотетический многоугольник конкурентоспособности», который показывает отличительные преимущества одного предприятия в отличие от другово предприятия конкурента и выявить тенденцию в определенный период времени (рис. 1.3). Если подойти одинаково к оценке конкурентных возможностей предприятий, то, накладывая схемы друг на друга, можно увидеть слабые и сильные стороны одного предприятия по отношению к другому.
Рисунок 1.3 - Многоугольник конкурентоспособности
Необходимо отметить, что вышерассмотренные методы оценки конкурентоспособности предприятия однонаправлены: один метод учитывает резервы в использовании факторов производства, другой - стоимость этих факторов, следующий - качество продукции.
Поэтому, конкурентоспособность предприятия надо оценивать комплексно по всем критериям и направлениям деятельности. Преимуществом данного метода является его низкозатратность и рассмотрения одновременно нескольких факторов конкурентоспособности.
Анализируя ключевые характеристики состояния предприятия и известные подходы к оценке и повышению его конкурентоспособности, можно сформулировать основные принципы концепции обеспечения, конкурентоспособности предприятий, рассматривая различные уровни конкурентоспособности предприятия на определенный период времени и его долгосрочную перспективу как на существующем сегменте рынка, так и на новых сегментах потребительского рынка (рис. 1.4) [4, стр. 208]
Рисунок 1.4 - Обеспечение конкурентоспособности предприятия
Таким образом, можно сделать следующие выводы по рисунку 1.4:
задача обеспечения конкурентоспособности предприятия включает обеспечение конкурентоспособности продукции и собственно конкурентоспособность предприятия;
следует выделять разные критерии конкурентоспособности предприятия в зависимости от горизонта планирования и управления на предприятии;
- основным показателем конкурентоспособности предприятия на оперативном уровне является интегральный показатель конкурентоспособности продукции;
на тактическом уровне конкурентоспособности предприятия обеспечивается его общим финансово-хозяйственным состоянием и характеризуется комплексным показателем его состояния;
Еще статьи по экономике
Конкуренция в системе предпринимательства
Сегодня
недостаточно
одного понимания потребителей. Наступило время напряженной конкуренции на всех
рынках. Экономика многих стран все меньше регулируется государством, которое
поощряе ...
Макроэкономические модели открытой экономики. Плавающий обменный курс
Макроэкономика
- это раздел экономической теории, который исследует экономику, как целостную
систему, формирует цели экономической политики и определяет экономические
инструменты, необх ...
Изучение экономического потенциала Ненецкого автономного округа
Сегодня для России одной из важнейших является проблема
самодостаточности экономического потенциала регионов. Поэтому долгосрочная
политика государственного регулирования должна быть нап ...