Формирование национальной инновационной системы
Формирование национальной инновационной системы выступает в качестве важнейшей задачи и неотъемлемой части экономического развития государства. Она представляет собой совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и реализацией научных знаний в пределах национальных границ. Национальная инновационная система объединяет усилия государства, организаций научно-технической и образовательной сфер, предпринимательского сектора экономики, финансово-кредитной сферы в интересах развития науки и инновационных технологий. Ее в полной мере еще предстоит сформировать.
Важнейшими направлениями государственной политики развития национальной инновационной системы являются:
совершенствование нормативно-правовой базы инновационной деятельности;
построения инфраструктуры национальной инновационной системы;
совершенствования механизмов государственного содействия в реализации инновационных проектов.
Сегодня совершенно очевидно, что переход к устойчивому росту отечественной экономики возможен лишь при создании полноценной национальной системы, все составные части которой - наука, инновации и новые технологии - согласованы между собой, а результаты ее деятельности защищены на законодательном уровне и создают устойчивые конкурентные преимущества отечественным продуктам на внутреннем и внешнем рынках. Несмотря на то, что переход российского государства к построению национальной инновационной системы уже начался, уровень развития инновационной деятельности в стране остается по прежнему низким. Удельный вес инновационной продукции составляет лишь 4%, в то время как его «пороговое значение» должно достигать 15%, для сравнения в промышленно развитых странах удельный вес инновационной продукции держится на уровне 30%.
Целостная структура национальной инновационной системы должна включать, во-первых, предпроизводственную сферу инноваций, то есть научные и управленческие подразделения, которые ставят цели развития и разрабатывают пути и методы их достижения, и, во-вторых, производственную сферу, которая внедряет, осваивает производство и эксплуатацию нововведений и, тем самым, фактически меняет структуру национального производства.
В силу комплекса субъективных и объективных факторов экономики Россия находится в настоящий момент в критическом положении. Ее основу составляют технологии, созданные в 1950-1960-х годах, характеризующие избыточным потреблением энергии, топлива, материалов и труда.
Важная задача - создание современной инновационной инфраструктуры, которая является связующим звеном между результатами научных исследований и рынком, государством и предпринимательским сектором экономики.
Основу инфраструктуры национальной инновационной системы должны составлять центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, «технопарки» и территории высоких технологий, фонды поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, фонды стартового и венчурного финансирования, центры подготовки специализированных кадров по информационному обеспечению инновационной деятельности. Для эффективного функционирования национальной инновационной системы необходимо:
обеспечить координацию работ и концентрацию ресурсов на прорывных направлениях НТП;
шире использовать научный потенциал российских вузов;
обеспечить оценку стоимости и эффективное управление результатами интеллектуальной деятельности;
сформировать единую государственную информационно-аналитическую сеть в сфере инновационной деятельности.
Реализация инновационных проектов должна осуществляться с использованием государственной поддержки путем консолидации организационных и финансовых ресурсов государственного и частного секторов экономики с целью модернизации и создания новых производств по выпуску конкурентоспособной наукоемкой продукции.
Ориентируясь на приоритетные направления развития науки и техники, в Минпромнауки России был проведен отбор и сформирован перечень инновационных проектов, имеющих особо важное значение. К ним относятся следующие направления:
информационно-телекоммуникационные технологии и электроника;
космические и авиационные технологии;
новые материалы и химические технологии;
перспективные вооружения, военная и специальная техника;
производственные технологии;
технологии живых систем;
экология и рациональное природопользование;
энергосберегающие технологии[22].
Итак, интересы эффективного развития экономики страны требуют формирования национальной инновационной системы и разработки действенной инновационной политики. Национальная инновационная система представляет собой совокупность институтов, занимающихся производством и трансформацией научных идей в новые виды конкурентоспособной продукции и услуг. Между тем, национальная инновационная политика - это долгосрочный план и система продуманных действий по развитию инновационной деятельности.
Еще статьи по экономике
Экономическая эффективность скотоводства и основные пути ее повышения на примере СХПК Бетюнь Амгинского улуса
Эффективное
принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций АПК. Наука
управления старается повысить эффективность организаций путем увеличения
способности руков ...
Изучение состояния антимонопольного регулирования в нефтепереработке в России
монополизация
нефтепереработка антимонопольный конкурентный
Успешное антимонопольное регулирование является одним из основных условий
становления эффективной и современной экономики стран ...
Систематизация теоретических аспектов системы поиска резервов повышения интенсификации и эффективности производства и выявление направлений совершенствования использования производственного потенциала
В
рыночных условиях предприятиям для получения максимальной эффективности от
использования достижений современной техники, науки и передового опыта в
производстве требуется не только св ...